?

Log in

Previous Entry | Next Entry

мор_якуп.jpg
Церковь Мор (Мар) Якуп "святого Якова" в современном турецком городе Нусайбин, в древности известном как Нисибин.

Нарсай (Мар Нарсай, Нарсе или Нарсес, имя происходит от пехлевийского Нарсе, которое в свою очередь от авестийского Нейросанг «громкое звучаение»,имя одного из язатов)(годы жизни около 399 – около 502) - один из величайших ассирийских поэтов – теологов (из числа «несториан») сравнимый по значимости с миафизитом Иаковом Серугским, уступающий по своему значению известности только Ефрему Сирину. Считается одним из «Великих Отцов» Ассирийской Церкви Востока и известен там под прозвищем «Арфа Духа».

Родился в конце IV или в начале V века в селении Айн Дулба (Ain Dulba) в области Маалта (Ma‘alta) в империи Сасанидов. Сейчас это провинция Дохук в северном Ираке.

В раннем детстве остался сиротой. Когда ему было семь лет, он пошел в школу для мальчиков в селении Айн Дулба, где за девять месяцев выучил наизусть всю Псалтирь. Между тем против школ началось гонение со стороны персидских жрецов-«магов», которые стремились «отвратить от истины» учеников. Учитель школы, в которой учился Нарсай, увел всех учеников своей школы в горы, где они пережидали «грозу гонений». «Оставался этот святой Нарсай в той школе девять лет и превзошел в знаниях своего учителя». Лишенный возможности после смерти родителей учиться дальше, он отправился к своему дяде по отцу Эммануилу, архимандриту монастыря Кефар Мари, находившегося у границ области Бет Забдай (Забдицены). Сам Эммануил учился прежде в Эдесской школе, и при нем значительно увеличилось число братьев названного монастыря. Он был назначен периодевтом области и затем ведал церквами Амида. В Кефар Мари он основал школу. Когда Эммануил увидел, что пришедший к нему племянник «просвещен в знании больше, чем тамошние учителя и братья, он вместе со всем собранием упросил его (Нарсая) читать им книги. Они его уговорили, и он остался с ними на одну зиму». Нарсай стремился к новым знаниям, «он услыхал о собрании, которое существовало в Эдессе, оставил их и отправился в Эдессу, где нашел собрание, полное духовной жизни и знания писаний. Там он оставался десять лет». Эммануил вынудил Нарсая вернуться в Кефар Мари, куда к нему собралось около 300 братьев, но Нарсай ушел оттуда, на этот раз тайно, и вернулся в Эдессу. Перед смертью дядя вновь призвал Нарсая и завещал ему «все собрание монастыря». Но тот поручил «дело обучения» некоему брату Гавриилу, а сам вернулся в «школу Урхи». В «Истории» летописца Бархадбешаббы дважды говорится о пребывании Нарсая в Эдессе в течение десяти лет, но следует считать, что это повторение одного и того же факта.

Здесь, в Эдессе, Нарсай встретился со знаменитым деятелем Ассирийской Церкви Востока Бар Саумой. Они оказались единомышленниками, убежденными последователями Нестория. Бар Саума переселился в Нисибин, где благодаря своей учености стал экзегетом, а затем в соответствии с общим желанием был поставлен епископом Нисибина, куда впоследствии он и привлек Нарсая. Последний преподавал в «школе персов» в Эдессе и возглавил ее в качестве ректора после Киоры. Наиболее вероятно, что преподавание Нарсай начал после смерти Раббулы в 435 году, в период, когда епископом Эдессы был Ива. Став главой Эдесской школы, Нарсай вел основной и наиболее важный предмет — толкование, экзегезу. Чтобы уделить «больше внимания истолкованию божественных писаний», он передал занятия чтением, огласовкой и другими дисциплинами специальным учителям.

Однако Нонн и другие клирики называли его «толкователем-еретиком», так как он следовал учению Феодора Мопсуестского и, Нестория, учеников Павла Самосатского. По мнению Бархадбешаббы, Нарсаю завидовали, потому что он, будучи персом, был так учен и занял столь высокое положение, хотя, по словам завистников, и не знал правил риторики. К этому стали прибавлять чисто политические обвинения в том, что Нарсай готов предать Эдессу, которая стоит на границе с Ираном. Ему угрожали, предлагали отказаться от своих убеждений, но он оставался тверд и непреклонен. Страсти разгорались. Против него подняли чернь, толпу, намереваясь его сжечь. Один из друзей успел предупредить Нарсая и предложил ему бежать. Нарсай сразу согласился и отправился в городскую церковь, где нашел персов, которые могли помочь ему скрыться. Но у него было сокровище, с которым он не хотел расставаться, — его книги. «Он спросил, может ли он взять книги с собой». Те очень обрадовались и бережно доставили все его рукописи в Нисибин. Наутро Нарсая хватились в Эдессе, но он был уже далеко — ни друзья, ни враги не могли найти его. Помощь ему была оказана единоверцами-персами, т. е. христианами, близкими ему и по этническому признаку.

Надо думать, что Нонн в изгнании Нарсая не участвовал. Он даже пытался вернуть его, обещая в случае возвращения встретить с почетом, но все попытки были тщетны: ушедший не вернулся.

Достигнув Нисибина, Нарсай «не вошел в город», а остановился в «монастыре персов», находившемся на востоке от него. Об этом сообщили Бар Сауме, который предложил ему войти в город, и после долгих уговоров Нарсай согласился. Он был торжественно встречен Бар Саумой, который хотел, чтобы Нарсай создал в Нисибине школу, считая задачей его жизни просвещение всего Междуречья. Бар Саума полагал, что этим будут удовлетворены обе стороны — и ромеи и персы. Кроме того, он думал, что для Нарсая важно остаться вблизи Эдессы, чтобы враги видели и его торжество.

Бар Саума предложил Нарсаю открыть «собрание» в Нисибине: «Ибо нет в Персии города, который мог бы принять тебя так, как этот большой город, стоящий на границе. В него стекаются люди со всех сторон, а если услышат, что здесь есть школа, что ты — ее руководитель, они с еще большим желанием устремятся сюда» . Убедив Нарсая, Бар Саума тотчас приказал сделать все необходимое для создания школы. В короткое время пришли к нему не только персы и сирийцы из окрестностей Нисибина, но и те, которые принадлежали раньше к собранию Урхи.

В Нисибине и до этого была школа, которой руководил экзегет-кашкарец по имени Симеон. Предстояло только расширить ее. Бар Саума для этого «купил около церкви стойла верблюдов под школу», и сюда к Нарсаю «в короткое время начали собираться братья со всех сторон... По этой причине умножились собрания в Персии, Урха помрачилась, Нисибин просветлел».

Популярность Нарсая была очень велика, его постоянно посещали; келья его находилась вблизи епископского дома, и жене епископа Мамуе показалось обидным, что множество людей приходит не к Бар Сауме, а к экзегету. Она не стала этого скрывать, и однажды, когда Нарсай посетил Бар Сауму, он заметил, что отношение к нему изменилось. Поэтому он счел за лучшее удалиться из Нисибина и отправился в монастырь Кефар Мари, где написал две мимры (стихотворные проповеди) об этих событиях. Когда они были прочитаны в Нисибине, епископ Бар Саума покаялся и пригласил его обратно. Нарсай вернулся, но на этот раз купил себе келью вдалеке от дома епископа, хотя они и остались в дружбе

Принадлежность к религии, которую исповедовал ромейский кесарь, враг Ирана, делала положение Нарсая легко уязвимым и давала повод к политическим подозрениям. Будучи персом, Бар Саума пришел на помощь Нарсаю, персы же помогли ему скрыться из Эдессы. Но Нарсай был неосторожен: он составил мимру и в ней в «жестоких словах» высмеял самонадеянность шаханшаха Пероза, который отправился в поход в Бет Катарайе и потерпел поражение.

Когда шах Кавад осаждал Амид в 503 г., двое из учеников Нарсая оговорили своего учителя перед шахом, утверждая, что Нарсай — «ваш враг» и «ненавистник вашего царства». Персы-христиане из Бет Хузайе (Хузистана), дружественно настроенные по отношению к Нарсаю, сообщили ему об этом доносе. Тогда Нарсай написал другую мимру, а эти «хузайиты перевели ее на персидский язык». Мимру прочитали шаху, в ней были положительные слова о персидском государстве, и поэтому Кавад решил не преследовать Нарсая, который получил возможность продолжать свою деятельность.

Была сделана еще одна попытка оклеветать Нарсая как шпиона, действовавшего в пользу Византии, но выполнить это не удалось, так как посол, направленный из Ирана с доносом, умер в Антиохии.

Согласно подсчету Бархадбешаббы, Нарсай прожил 103 года, однако, если учесть, что в Эдессе он провел не 20, а 10 лет, из этого следует, что он умер в возрасте около 93 лет.

Не лишено интереса то, что летописец Бархадбешабба спрашивает себя, какие внешние и внутренние качества Нарсая вызывали к нему интерес и симпатии народа. И далее перечисляет их: 1) новизна его мыслей, 2) умение держать себя с достоинством, 3) располагающая внешность, 4) отзывчивость, 5) доброта, 6) красота его поучения.
С именами Бар Саумы и Нарсая связано составление документа большой важности, статутов Нисибийской школы, первого дошедшего до нас устава средневекового университета.

Нарсай оставил после себя огромное количество трудов, часть которых сохранилась. В его биографии говорится, что он вел аскетический образ жизни, посвящая много времени чтению и толкованию писаний. С ним соперничал миафизит Иаков Серугский, сочинявший мимры и стремившийся с помощью «благозвучных стихов» и проповедей перетянуть на свою сторону последователей Нарсая.

В свою очередь, Нарсай сочинил мимры на каждый день года, толкуя библейских пророков. Поздний сирийский писатель Абдишо бар Берика полагал, что Нарсай написал 360 мимр, скомпанованных в 12 томов, вкупе с прозаическими комментариями на большие отрывки из Ветхого Завета и книгу, озаглавленную "О растлении нравов". Однако сохранилось только 80 его мимр и ни одной из его работ в прозе.

Его работы, существующие в современных переводах.

- 6 мимр о сотворении мира.
- 4 мимры о Крещении и Евхаристии (из которых одна, 17 гомилия – не принадлежит Нарсаю, а написана в VI веке).
- 5 мимр на божественные праздники: Рождество, Богоявление, Страсти, Пасха и Вознесение – в них обнаруживается несогласие по христологическим вопросам с Кириллом Александрийским а нескольких местах.
- 6 мимр на ветхозаветную тематику: Энох, Илия, Потоп, благословение Ною, Вавилонская башня, скиния, Медный Змей
- 5 мимр на притчи Иисуса – «О десяти девах», «Блудный сын», «Богач и Лазарь», «Работники в винограднике», «Пшеница и плевелы».
- Мимра о трёх Учителях (о Диодоре Тарсийском, Нестории и Феодоре Мопсеустейском).

Составлено по:
1. Н. В. ПИГУЛЕВСКАЯ КУЛЬТУРА СИРИЙЦЕВ В СРЕДНИЕ ВЕКА. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1979.
2. https://en.wikipedia.org/wiki/Narsai
3. http://www.nestorian.org/mar_narsai.html

Записи из этого журнала по тегу «ассирийские святые»

Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner