?

Log in

Previous Entry | Next Entry

свита2.JPG

Мой перевод главы из книги  Сурмы д’Бет Мар Шиммун (сестры патриарха-католикоса Мар Биньямина Шиммуна XXI) «Традиции Ассирийской Церкви и убийство Мар Шиммуна»

Глава VIII.

Повседневная одежда, ремёсла, законы.

Как различные районы имеют свои обычаи, точно также их жители носят различные костюмы. В качестве примеров я приведу описания костюмов представителей горцев – мужчины из племени Тйаре и женщины из племени Тхума.



Мужчина племени Тйаре может носить широкие штаны из шерсти, которую искусно пряли женщины, белого или красного цвета или часто разноцветные, как правило, в полоску, отделанные цветным материалом вокруг лодыжек. Он также носит рубашку, жилет и короткое открытое пальто с длинными рукавами, причем последнее имеет «изнанку», отделенную цветным материалом; широкий пояс, сотканный из хлопка, как правило, синий; поверх пальто - жуав – жакет без рукавов из белого или черного войлока. Вместо этого он может носить вязаную или тканую куртку из тонкой черной шерсти, расшитую красными или золотыми нитками; эта куртка с укороченными наполовину рукавами. На голове у него конический колпак из белого войлока с вышивкой, сделанной красными нитями, и черным пером. [Конический войлочный колпак - узнаваемый предмет на ассирийских скульптурах.Виграм Эйнджер Виграм] Некоторые племена вокруг войлочной шапки оборачивают черный шелковый платок, который называется пушия (pushia). Они носят на голове две толстые косы, переброшенные на грудь. На ногах у них белые войлочные туфли или застёгивающиеся сандалии. Их мягкие подошвы имеют очень хорошее сопряжение с горной поверхностью, все путешественники об этом знают.

Женщина из племени Тхума надевает небольшую плоскую шапочку, вышитую шелком, бисером и монетами. В свои косы, достающие ей до колен, вплетает ленты из чёрной шерсти с нашитыми на них синими бусинками. Она носит хлопковую «шудру» или сорочку до колена, как правило, красного цвета; длинный цветное шерстяное пальто, поверх - еще одно длинное пальто без рукавов. Её шерстяной пояс имеет кожаное покрытие, предохраняющее его от протирания. Её цветные штаны довольно широкие, доходящие до лодыжки и подвязывающиеся под коленом красиво вышитой подвязкой. Она носит войлочные туфли, как мужчины, и носки с цветными узорами навыпуск штанов.

Ремёсла и торговля.

В основном люди занимаются землепашеством, сенокосом и разведением овец. Овцы, сыр, масло и шерсть продаются в достаточно большом количестве. В одних деревнях прядут шерсть и хлопок, в других держат пчелиные ульи и продают большое количество мёда. В Шамсидане выращивают очень хороший табак, который имеет высокую цену в Урмии. Этот табак продавался шейху Шамсидана, курду, который платил производителям низкую цену В Гаваре, Ливане и Альбаке выращивают пшеницу, ячмень и множество видов овощей, тамошние почвы очень благоприятны для этого.

Врачебная практика является делом наследственным, лекарства изготовляются из трав, а рецепты приготовления держатся в секрете. Некоторые из лекарей очень искусны и делают замечательные лекарства. Но большинство снадобий омерзительны на вкус. Один такой «доктор» всегда использовал желчь животных для лечения болей в животе!

Другие используют отвар из красных ягод шиповника как лекарство от кашля, и это часто очень эффективно.

В нашем доме хранились подобно фамильной драгоценности два предмета, известные под названиями «змеиный камень» и «глаз – камень». «Змеиный камень», выглядевший как пемза, прикладывали к месту змеиного укуса – считалось, что он выводил яд. «Глаз -камень» (он не являлся камнем в обычном смысле, а был смесью каких – то неизвестных мне субстанций) использовался для лечения глазных заболеваний, распространённых у наших людей, живущих в дымных помещениях. Я была свидетелем, как моя мама лечила им как минимум шестнадцать человек.

Некоторые из клириков продают манускрипты собственного изготовления; помимо совершения богослужений и преподавания в деревенских школах они работают на своих землях.
Краски делаются из различных видов растений. Чаще всего используются плоды грецкого ореха и граната. Эти краски не выцветают и дают цвета: красный, жёлтый и коричневый, переходящий в чёрный, все очень хороших тонов. Чернила, чёрные и ярко – красные делаются из чернильного орешка (галла) и Джулианы (Julijana) – вид Мелколепестника (Erigeron). Кроме того, мы покупаем краски.

Мужчины из племени Баз известны как строители и кузнецы. Мужчины из Тйаре - как ткачи и вязальщики. Ассирийцы Мосула и Амадии – как золотых и серебряных дел мастера, а также как торговцы. Ассирийцы Урмии и Салмаса работают в виноградниках и продают виноград и вино, а ещё занимаются иными видами торговой деятельности. Перед войной урмийцы были достаточно хорошо интегрированы в Европейскую цивилизацию (were advancing well): у нас в Урмии имелись два сироязычных печатных пресса – один в американской, другой в английской миссии. Урмия была известна очень хорошими плотниками и портными, освоившими ремесло в России и Англии, а также докторами, дантистами и аптекарями, обучавшимися в Англии и США. Несколько женщин получили медицинское образование и работают медсёстрами в Америке. Вокруг Урмии расположены самые прекрасные и плодородные земли.

Обычное занятие женщин пряжа и шитьё, некоторые, умеющие читать, учат своих детей. У урмийских женщин существовали сообщества швеек, занимавшихся помощью беднякам.

Шахты.

Наша страна богата минералами и полезными ископаемыми, большинство из которых не разведаны. В Мазрагу (Mazragu) в области Тйаре есть свинцовая шахта, в Верхнем Берваре добывают мышьяк. В Альбаке (Albaq) находятся месторождения красного мрамора, в Урмии – белого мрамора, в Кудшанисе ещё один вид мрамора. Многие другие шахты могли бы быть разработаны. Мы не используем уголь, но угольные месторождения есть на равнине Урмии и в Нурдисе (Nurdis), это помимо обширных залежей возле Амадии. В наших землях таятся большие запасы ртути и серы, а ассирийские цари ещё и добывали золото. В землях Тйаре и Гемани (Gemani) производятся керамические изделия.

Наши дикие горы изобилуют цветами; в наших горах растёт ваш садовый ревень, восточные маки и многие виды ваших садовых цветов. У вас они есть в теплицах, мы же с ними довольно часто сталкиваемся в естественной среде. Большим очарованием горных путешествий являются источники вкусной, сладкой воды. А ещё целебные источники с горячей водой, некоторые из них настолько насыщены железом, что окрашивают скалы в красный цвет.

Лидерство и законы народа.

Патриарх не только духовный руководитель, но и светский лидер народа. В течение 400 лет духовная и светская власть были наследственными в нашей семье, передаваясь от дяди к племяннику, хотя новый патриарх избирался и рукополагался со всеобщего одобрения. Рукоположение обычно совершалось митрополитом Шамсидана и другими епископами в присутствии всех маликов и старейшин племён. Таким образом, патриарх управлял народом и был известен как Князь – Патриарх. Пост малика тоже был наследственным и передавался от отца к сыну, обычай требовал одобрения племени. Например, когда малик умирал, раисы (старосты деревень) и священники собирались вместе и выбирали новым маликом либо сына, либо брата усопшего. Затем они выбирали достойных людей для сопровождения малика к патриарху, вместе с ними передавали письмо, удостоверявшееся правильность выбора. Патриарх утверждал новоизбранного в должности ответным письмом: «Мы одобряем, избираем и делаем N вашим маликом, и вы должны повиноваться ему». Патриарх мог подарить новому малику какой – нибудь ценный дорогой подарок, например ружьё или саблю. Точно также малик с одобрения деревенских жителей назначал раисов деревень.

Наши законы.

Небольшой спор в деревне мог быть разрешён раисом и деревенским священником. Более важный случай выносится на рассмотрение малика. Если малик не может заняться этим делом или считает его очень важным, то передаёт его на рассмотрение в Тхуму или Ашиту: эти два населённых пункта назначены Патриархом для решения важных дел. Дело великой важности может быть адресовано непосредственно Патриарху, а письменное решение должно быть заверено патриаршей печатью – например, продажа и покупка земельных участков или домов.

Патриарх имел право садить в тюрьму и налагать штрафы. Тюрьма занимала часть нашего дома в Кудшанисе. Судебные вопросы разрешаются на основании Сунхадоса, книги, содержащей изложение и церковных и светских законов, например, законы наследования, вопросы долга и завещаний. Я приведу пример. Закон IV, часть 14 содержит указ Ишубохта (Ishubokht) о домах, которые имеют более одного этажа, и которые примыкают к дорогам и площадям. Если один человек владеет нижним этажом, а другой - верхним этажом, и владелец нижнего этажа говорит другому, что тот должен посмотреть на верхний этаж и отремонтировать его. Если последний откажется, владелец нижнего этажа имеет право потратить деньги на необходимый ремонт. Затем через четыре месяца, если владелец верхнего этажа не возместит потраченную на ремонт сумму, он утрачивает свое право на этот этаж.

Дороги и пути.

«Фарсах (Farsakh) составляет три мили, одна мили эквивалентна десяти стадиям, одна стадия – одна сотня шагов, шаг – половина рода (или около 6 английских футов). Род – 4 ямини (yamini), один ямин – расстояние от пальцев до плеча».

«Аркады и улицы города находятся в общем пользовании».

Очевидно, правила, подобные этим, сохранились со времён, когда наши люди жили в собственных городах.

Для решения вопросов в области законов Патриарх мог собрать судебное совещание из епископов и светских начальников, в котором обычно лично председательствовал.



Части книги леди Сурмы, переведённые мною:

Введение.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2178340.html

Глава I. Ассирийский народ.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2134280.html

Глава II. Крещение, церкви и их орнаменты.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2167450.html
http://serg-slavorum.livejournal.com/2156185.html

Глава III.

Традиции постов. Обычаи мирян в течение поста. Некоторые традиционные обряды


http://serg-slavorum.livejournal.com/2214572.html

Глава IV. Пасха и Евхаристия. Как мы отмечаем Воскресение Христово. Пожертвования. Порядок отпущения грехов.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2214158.html

Глава V. Праздники, паломничества, монахи и монахини:

http://serg-slavorum.livejournal.com/2200445.html
http://serg-slavorum.livejournal.com/2130573.html

Глава VII. Девять степеней клира и Семь Таинств.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2201895.html
http://serg-slavorum.livejournal.com/2205191.html

Глава VIII.

Повседневная одежда, ремёсла, законы. Ремёсла и торговля. Шахты. Лидерство и законы народа. Наши законы. Дороги и пути.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2224121.html

Глава IX. Патриарх и народ. Диван Патриарха. Отношения с турками. Наши отношения с курдами. Фирман пророка Мухаммеда, пожалованный Патриаршему Дому.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2215164.html

Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner