?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у antisovetsky в Эксплуатация детского труда в СССР в 20-30-е гг.

Счастливое советское детство – это не праздное времяпровождение…

Это упорная учеба, активное посильное участие в радостном созидательном труде, здоровый и разумный отдых.

Н. А. Михайлов. Пионерская организация им. В.И. Ленина (М., 1952).

Физической работой не занимался. Вот разве на субботнике. Еще помню: починил изгородь, когда были в ссылке…

Гимнастикой не занимался...

Мастерством и ремеслом никаким не занимался...

Н. К. Крупская, из воспоминаний о Ленине (Из ответов на анкету института мозга в 1935 году).



Пионеры много и тяжело работали на провозглашенном партией «фронте строительства», фронте развития хозяйства, подъема урожайности и коллективизации... Настолько много, что часто они не успевали даже учиться, в чем впоследствии признавались и вожди партии. «При крепостничестве работали из-под палки, при капитализме работали из страха голода, в настоящее время необходимо, чтобы работа представляла собой сознательный, объединенный, артельный труд, - говорила Крупская в своей речи на VII съезде РЛКСМ «Четыре линии пионерработы». – У нас рабочая публика часто говорит: «Слеза прошибает, когда видишь пионеров». Но мне кажется, что члены партии, рабочие могли бы чрезвычайно много сделать, чтобы помочь организации труда пионеров».


Таким образом, не только детям «кулаков» и «врагов народа», но и сознательным юным ленинцам в то время было не намного легче, чем при капитализме, если даже старые рабочие смотрели на их работу со слезами на глазах. Детский труд официально никто не отменял, в Советском Союзе существовали законы, регулировавшие и охранявшие труд и права малолеток.


Карл Маркс писал в 1866 году: «Мы считаем тенденцию современной промышленности привлекать детей и подростков обоего пола к участию в великом деле общественного производства прогрессивной, здоровой и законной тенденцией, хотя при капиталистическом строе она приняла уродливые формы. При разумном общественном строе каждый ребенок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек…» (К. Маркс. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам.) По мнению основоположника марксизма-ленинизма, детский труд должен оплачиваться и сочетаться с умственным воспитанием, физическими упражнениями и политехническим обучением. Маркс предлагал строго регламентировать, сколько часов в день могут трудиться дети разных возрастов: 9-12 летки - 2 часа, 13-15-летние дети – 4 часа, 16-17 летние – 6 часов. Эту схему и планировали реализовать в советской стране.


Но практика оказалась очень далека от идеала. Труд пионеров в помощь колхозам, заводам и фабрикам, и прочая общественная работа были ненормированными и почти бесплатными. До начала эпохи лакировки об этом много писала пионерская пресса, критикуя сложившуюся практику, в числе прочего публиковались письма детей с жалобами на непосильную работу. «Пионерская правда» приводила, в частности, такие цифры: «Товарищ Петров, беседовавший с нами о жизни колхозных ребят, сообщил нам, что для ребят существует 6-часовой рабочий день. За свою работу они получают 25 коп. Ребята более старшего возраста, от 14 до 17 лет, получают по 50 коп. в день.


Так как обработка земли ведется главным образом, машинами, то нет большой потребности в детском труде.» (Детский труд не нужен. Пионерская правда. 1929. № 80.)

Работали тогда в Советском Союзе и совсем маленькие дети, официально это осуждалось, на деле же пионеров всячески призывали заниматься с младшими братьями и сестрами и находить для них занятия, те и находили, обращаясь с детьми так же, как комсомольцы обращались с ними самими:


«Пионеры базы № 4 пошли чинить станки в механическую мастерскую Нижне-Выксунского завода и привлекли к этой работе октябрят. Мало того, что 7-8 летних ребят заставили чинить станки, пионеры вызвали их на соревнование». «Пионерская правда» констатирует, что «выксунские пионеры не одиноки», с возмущением пишет, что это «безобразнейшее явление, а не руководство». «Мы боремся с тем, что сами пионеры часто выполняют тяжелую физическую работу,» - напоминает корреспондент, забывая о том, что сама же газета неоднократно призывала пионеров работать на благо народного хозяйства, помогать колхозникам на полях и пр. (Пионерская правда, 1932, № 30.) Это еще одна характерная примета советского времени – сначала трудности создавались, а потом с ними долго и трудно боролись, с напряжением всех сил и средств. Отметим, забегая вперед, что, несмотря на всю эту «борьбу», сами же старшие товарищи продолжали посылать пионеров на полевые и прочие общественно полезные работы в тридцатых годах, призывали на трудовой фронт во время войны и на восстановление народного хозяйства после нее.



«Лучший друг детей», как ее называла пионерская пресса, и главный специалист по обработке детского материала Крупская со страниц «Пионерской правды» разъясняла юным ленинцам их права и рассказывала о справедливом советском трудовом законодательстве. Главное, что должны были усвоить дети – в этой области, как и в остальных, общественное ставилось выше семейного, отказываясь от работы на своем приусадебном участке, пионеры должны были выходить на работу в колхоз. «Семья не смеет эксплоатировать детей. Детские силы – в новые отрасли труда», - писала Крупская в статье «Как организовать труд ребят в колхозе?»

«Закон о труде устанавливает твердое правило: дети моложе 14 лет не должны работать по найму… Дети моложе 16 лет должны работать не больше 4 часов», - просвещала читателей Крупская. По закону, подросток за сокращенный рабочий день должен был получать «такую же плату, как взрослый рабочий за свой полный рабочий день. При сдельной работе расценки у подростков и взрослых одинаковы.» (Крупская Н.К. Как организовать труд ребят в колхозе? Пионерская правда, 1930, № 51.)


В реальности эти нормы не соблюдались. Кому было работать, как не сознательным организованным подросткам да женщинам, когда мужиков в колхозах катастрофически не хватало? Первая мировая и гражданская война собрали первый урожай, самая трудоспособная часть крестьян была сослана в период ликвидации кулачества и великой чистки, из оставшихся часть не хотела работать в колхозах и исподтишка вредила, чем могла. Поэтому «Пионерская правда» пестрела письмами вроде того, которое прислал в газету украинский пионер Дмитриев: «Мы, ребята 12-15 лет, работаем по 13 часов в день наравне со взрослыми. Часто нам приходится выполнять непосильную работу, причем оплата труда неравная. Нам платят за одинаковую со взрослыми работу половину или даже одну треть». (Пионерская правда, 1930, № 87.)


Следует отметить, что если пионерам и начисляли деньги за их труд, то часто им не удавалось даже подержать заработанное в руках. У взрослых часть зарплаты официально удерживалась, помимо налогов, на различные госзаймы (уточнить!!), а пионеров и школьников, как правило, в массовом порядке призывали «добровольно» отдавать деньги, которые полагались им за работу, на разные важные государственные цели.


С 1926-27 гг. ЦБ ЮП начало давать всем пионерским отрядам «конкретные задания»: сбор средств на развитие народного хозяйства, сбор вторичного сырья для нужд промышленности и пр. Пионеры устраивали платные спектакли в пользу голодающих детей капиталистических стран или узников фашизма. Собирали металлолом, макулатуру, минералы, целебные растения… Собирали деньги в фонд борьбы за мир, на восстановление народного хозяйства, на строительство тракторов, самолетов, пароходов, памятников...


Периодические издания рассказывают о том, как в январе 1926 г. пионеры всей страны собирали деньги на постройку детского дома для беспризорников, летом 1927 и 1933 гг. – передали воздушному флоту СССР средства на постройку двух самолетов с одним названием «Пионерская правда». В марте 1929 г. пионеры Татарии на собранные средства купили трактор для детского дома. В октябре 1928 г. воздушный флот получает построенный на деньги пионеров самолет, который так и назвали – «Пионер». А в ноябре 1932 г. пионеры и школьники Ленинграда и области собрали средства на самолет «Ленинские искры». И так далее, и так далее…


Помимо прочего, в СССР были распространены коммунистические субботники. БСЭ представляла их так: «одна из форм добровольной бесплатной работы советских трудящихся на благо общества, характеризующая их коммунистическое отношение к труду». Субботники возникли весной 1919 по инициативе Ленина, который призвал улучшить работу железных дорог. На его призыв откликнулась партячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 15 коммунистов депо бесплатно проработали 10 часов, отремонтировав 3 паровоза. 10 мая на той же железной дороге состоялся первый массовый субботник, в нем приняли участие 205 человек. После этого движение субботников развернулось по стране. Субботники становились все более массовыми, к участию в них активно привлекались дети, которые выполняли на них посильную работу – убирали мусор, сажали деревья и пр. На традиционные весенние субботники выходила вся страна. Если они проходили в воскресенье, их называли воскресниками. Картины, на которых был изображен Ленин, несущий бревно, и рассказы о его трудовых подвигах на субботниках составляли значимую часть ленинианы для детей.



Особенно важно было внушить пионерам, что их работа добровольна и делается исключительно на благо народа, то есть - их же самих. А значит необходимо было широко пропагандировать подвиги пионеров-героев труда. Превращение детей в новых людей проходило на примерах героических.


К середине 1930-х, когда разворачивался культ личности Сталина, в отношениях к личности и коллективу произошли существенные изменения. Если раньше пропагандировалось «счастье полного слияния с коллективом» (Ю. Лукин. Реют алые флаги.), то теперь индивидуальное в ряде случаев начинает доминировать над массовым. В официальном искусстве героический коллектив советских людей часто уступает место отдельному герою - личности, которая получает право вознестись над толпой, стать сверхчеловеком по сталинскому образцу. В каждой отрасли в тридцатые-пятидесятые годы был свой культовый герой. Как образцы для подражания народу в разное время предлагались герои революции и войны, ударники труда, знаменитые ученые, исследователи, моряки, летчики, покорители неба и Северного полюса, выдающиеся спортсмены и другие культовые фигуры.


Супергероем труда, главным «ударником» страны, образцом подражания для взрослых советской пропагандой был объявлен шахтер Алексей Стаханов. Он прославился тем, что в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. установил рекорд, добыв за смену (5 ч. 45 мин.) 102 тонны угля. Это соответствовало 14 нормам. А 19 сентября 1935 г. Стаханов установил новый неслыханный рекорд, дав 227 т. угля в смену. Как говорили средства массовой информации, такой высокой производительности труда Стаханов достиг благодаря отличному владению техникой и разделению труда забойщика и крепильщика. На деле небывалыми трудовыми достижениями ударник, как и многие его последователи, был обязан слаженной работе целой группы рабочих, подобно тому, как сегодня знаменитые гонщики выигрывают соревнования во многом благодаря слаженности и точности работы команды своих помощников: техников, автомехаников, заправщиков и пр. (уточнить!) Но для партийных пропагандистов главное было - подать людям пример героизма на рабочем месте. Достижения Стаханова были объявлены «трудовым подвигом» и вылились в, так называемое, «стахановское движение» - массовое движение рабочих, колхозников, инженерно-технических работников за повышение производительности труда с помощью освоения новой техники. Стахановское движение, как и субботники, считалось одним из этапов социалистического соревнования, которое было в добровольно-принудительном порядке развернуто во всей стране.


В 1929 г. Сталин писал в «Правде» об исключительной важности соцсоревнований:

«Едва ли можно сомневаться, что одним из самых важных фактов, если не самым важным фактом, нашего строительства является в данный момент широко развёртывающееся соревнование миллионных масс рабочих…


На самом деле соревнование есть коммунистический метод строительства социализма на основе максимальной активности миллионных масс трудящихся. На самом деле соревнование есть тот рычаг, при помощи которого рабочий класс призван перевернуть всю хозяйственную и культурную жизнь страны на базе социализма…


Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо, другие хорошо, третьи лучше,— догоняй лучших и добейся общего подъёма. («Правда» № 114, 1929 г.)


В народе стахановцев недолюбливали, так как знали реальную цену их «ударничества», а благодаря их «трудовым подвигам» на предприятиях постоянно повышали и без того значительные производственные нормы.


Для юных пионеров тоже проводилось множество соревнований, их необходимость даже закрепили в законах пионерской организации, когда их меняли исходя из текущих задач, ставившихся государством перед юными ленинцами. В одном из законов пионеров 1931 года говорилось: «Пионер за большевистские темпы и качество, за коммунистическое отношение к труду. Пионер - активный участник социалистического соревнования и ударничества». После 1935 г. известный советский педагог А.С. Макаренко призывал учителей давать детям «настоящее трудовое стахановское воспитание». (А.С. Макаренко. Лекции о воспитании детей. Учпедгиз, 1940. С. 73.)


Только школьникам как образцы для подражания предлагались совершающие трудовые подвиги пионеры, которые официально признавались героями. О каждом из них подробно рассказывала пионерская пресса, после чего создавались и пускались в обращение их беллетризованные биографии.


Имена пионеров-героев заносили в специальную красную книгу имени XVII съезда коммунистической партии, которая была создана при «Пионерской правде». В 1954 г. она стала Книгой почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. С ее помощью были упорядочены официальные пионеры-герои, а также отличившиеся отряды и дружины. В Книгу заносились имена и поступки юных ленинцев, совершивших героические поступки на благо советской страны, а также пионеров-мучеников, погибших в результате своей «общественно полезной» деятельности. В основном, в нее входили некоторые герои периода коллективизации и первых пятилеток и дети, отличившиеся во время войны. Во множестве создавались и региональные пионерские книги почета, куда вписывали местных юных знаменитостей.


Кто и за какие трудовые подвиги объявлялся пионером-героем?

В декабре 1935 г. орденом Ленина была награждена 11-летняя девочка Мамлакат Нахангова. Эта пионерка из Таджикистана стала известна всей стране благодаря труду на хлопковом поле. Она собрала за смену 100 кг. хлопка - намного больше взрослой нормы. Девочка собирала хлопок не одной рукой, как все взрослые женщины, а двумя руками. В этот же день орденами «Знак Почета» наградили узбекских пионеров-хлопкоробов Хавахан Атакулову и Ишана Кадырова. Активно награждаются и другие дети, прославляется их трудовой героизм.


В 1936 году правительство приглашает в Кремль пионеров со всех концов страны, чтобы наградить их этим же орденом за помощь колхозам, за «общественную работу» и за хорошую учебу. О каждом награждении и обо всех трудовых подвигах пионеров подробно рассказывает детям пионерская пресса, позднее эти статьи лягут в основу художественных биографий юных героев, задавая им детективный настрой и суховатый, похожий на газетный стиль. Приведем лишь несколько историй из сотен. В 1933 году 11-летний пионер из села Кенже Кабардино-Балкарии Барасби Хамгоков со своими друзьями взял шефство над колхозными телятами и жеребенком. Когда жеребенок вырос в статного скакуна, пионеры села подарили его Красной Армии. А Барасби получил «Знак Почета» за успехи в животноводстве. Пионеры из Узбекистана Исмаил Кенджибаев и Иширгази Усманов получили правительственные награды вместе со взрослыми строителями Ферганского канала.


Источник http://ivonn.livejournal.com/45743.html

Записи из этого журнала по тегу «СССРань»

Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner