?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Максим Грек

Оригинал взят у rebrik в Максим Грек

В канувшем в лету журнале "Лоза" была у меня публикация об этом святом.
Выложу и здесь, авось кому пригодится:




Апостольские слова, характеризующие веру христианскую, как божественное установление «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11) имеют реальное подтверждение в многочисленных житиях святых. Национальность и происхождение многих подвижников веры и благочестия в их святительском, иноческом или мученическом подвиге отодвигаются на второй план, становятся второстепенными и вспоминаются нами лишь при более пристальном обращении к их духовному наследию.
В год 1000-тетия Крещения Руси к лику святых был причислен преподобный Максим Грек – личность которого неразрывно связана не только церковной, но и светской историей Руси.
Дата рождения преподобного в летописных сводах и источниках разнятся. Одни дают ссылку на 70 год XV столетия, иные переносят ее на десятилетие вперед, поэтому можно лишь с уверенностью сказать, что молодость Михаила Триволиса, именно так до пострига звали подвижника, проходила в годы окончательного падения Константинополя и порабощения всех греческих областей магометанами. Семья, в которой родился и получил начальное православное воспитание Михаил Триволис, была известной и богатой в греческом городе Арта. Мусульмане, завоевав греческие области, уничтожали все училища, где можно было получить полное научное образование, но в областях римской империи ученых греков в те времена всегда встречали доброжелательно, предоставляли им университетские кафедры, приглашали в дворы государей и в высшее общество.

Италия особо покровительствовала наукам и стремилась спасти греческие рукописныее сокровища, уничтожаемые магометанами, в своих библиотеках. Вот только «спасение» это, в последствии, носило странный характер. Греческие рукописи и книги переводились на латынь, а подлинники уничтожались. Римские государи и папы крайне негативно относились к признанию первенства восточного научного и богословского опыта.
Стремясь к постижению наук и знаний, Михаил Триволис отправляется в Париж, где изучает богословие, философию, историю, а также современные языки. Из Франции он перебирается в Венецию, где овладевает древними языками.
На молодого охотника за знаниями производят незабываемое впечатление проповеди монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который, не страшась преследований и самой смерти, обличал разврат, лицемерие и честолюбие римского папы Александра VI Борджиа.
В мае 1498 года не сломленного пытками и преследованиями Савонаролу сжигают на флорентийской площади. Эта казнь столь потрясла Триволиса, что он опрометчиво принимает решение перейти из православия в католичество и принять постриг в доминиканском монастыре св. Марка во Флоренции, где настоятелем был Савонарола. Не прошло и двух лет, как Триволис, видя насколько поражены мирскими грехами те, кто должен жить в бедности и постоянных заботах о обездоленных, что среди братии господствуют пороки, которые обличал их сожженный настоятель, оставляет доминиканцев, приносит покаяние и уезжает на святую гору Афон в Ватопедский монастырь. В 1505 (1507?) году он принимает там постриг с именем Максим.
В кругу опытных афонских старцев, в подвигах воздержания и молитвы, в изучении духовного наследия святоотеческих книг и творений, которыми обладал в те времена Ватопед, - проходили афонские годы инока Максима. По всей видимости инок мечтал именно здесь в безвестной тишине, достигать духовного совершенства и мирно окончить свой земной путь к Богу.
Человек предполагает – Господь располагает. Максиму Греку Бог определил апостольский подвиг в чужой, неведомой ему стране, где величие, слава и признание очень часто сочетаются с преследованиями, многолетними заточениями и физическими страданиями.
В 1515 году, недавно занявший московский трон, великий князь Василий III, разбираясь лично в кладовых своих палат, обнаружил множество греческих духовных книг. Государь решил, что надо перевести их на русский язык, за тем и снарядил на Афон посольство: подыскать хорошего толмача из монахов. Выбор пал на Максима, и он, смиренно склонив голову перед судьбой, указавшей новый путь служения Господу, отправился в Великое княжество Московское…
Путешествие к столице Руси было длительным. Русским посланникам пришлось по делам государственным провести достаточно долгое время в Крыму. Максим это время употребил для изучения русского языка. Посольству прибыло в Москву лишь в 1518 году.
Афонского монаха обласкал сам Великий князь, его почтительно встретило духовенство и бояре, которые тут же добавили к его имени определение «Грек». Сам Василий III определил ему место жительство – Чудов монастырь, в Кремле, неподалеку от своих палат.
Максим Грек был поражен количеством древних рукописей, книг латинских и греческих в княжеской библиотеке, которая не отпиралась почти столетие. К сожалению, эта библиотека практически вся погибла во время великой Смуты. Остались лишь те книги, которые успел извлечь и перевести Максим Грек.
С ревностью и вдохновением принялся преподобный монах за столь великий труд. Особо удручали Максима неточности перевода, которыми пользовались в богослужебной и богословской практике, а также наличие в первоисточниках множества еретических вкраплений, поправок и исправлений.
Первым трудом стал перевод всего лишь за один год и пять месяцев, огромной, на полторы тысячи страниц, Толковой Псалтири, что вызвало всеобщее восхищение и признание.
За Псалтирью были переведены Толковый Апостол, сочинения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского. Tpyднo было Maкcимy отделять от чистой пшеницы толкований Св. Oтцeв пpимecь еретических плевел. Требовалась строгая осмотрительность и глубокое знание Богословия. Особую трудность была в исправлении текстов, которые из-за неграмотности, неаккуратности, а порой и из-за элементарной небрежности переписчиков были допущены в Библии и богослужебных книгах.
Эти исправления стали первым преткновением в отношении Максима Грека с некоторыми представителями русской Церкви. Ведь неверные слова, предложения и определения уже много лет, как использовались в богослужебной практике, они стали обиходом, отменять который не хотели и всячески этому противились.
Кроме этого преподобный Максим занимаясь литературными трудами и благодаря своему блестящему уму, широкой образованности не мог не оказаться в центре светских, церковных и политических событий Московского государства. Он не мог не видеть множество недостатков русской жизни, громадного количества суеверий и откровенных языческих традиций вошедших в жизнь тогдашней Руси. Молчать Максим Грек не мог, мнения свои в тайне не хранил, да еще и обличал, невзирая на лица, что, естественно, стало источником доносов, куда прибавлялись, как измышления, так и откровенные небылицы. Образованность, ум и знания вызывают не только восхищение и признательность. Часто они становятся причиной зависти и злобы. Именно это и произошло с преподобным Максимом, у которого к тому же не сложились отношения с тогдашним московским митрополитом Даниилом, который не хотел и не мог быть совестью русского народа, наставником и правдивым советником государя, но лишь покорно угождал любым царским желаниям.
Охлаждению в отношениях с великим князем и митрополитом способствовала и принципиальная позиция Максима Грека в истории развода государя с законной супругой Соломонией Сабуровой, которую отправили в монастырь, и женитьбы на обольстительной полячке Елене Глинской. Преподобный был не только возмущен этим фактом, но и написал трактат (актуальный во все времена) под названием: «Слово к оставляющим жен своих без вины законныя».
Именно во время трудов преподобного Максима в Москве разгорелся спор между нестяжателями и иосифлянами. Спор, где двое, впоследствии прославленных в лике святых, преподобных Нил Сорский и Иосиф Волоцкий обсуждали возможность наличия у монастырей земных богатств и владений. Максим Грек не мог остаться в стороне и в своих статьях об иноческом жительстве он с пафосом Савонаролы резко осуждает монастырское землевладение, ростовщичество и сребролюбие. Тогдашние иерархи церкви, пользовавшиеся полной поддержкой государя, этого простить ему не могли.
Преподобного Максима, по сути вернувшего в свет книжную святоотеческую мудрость, судят на двух церковных соборах — 1525 и 1531 годов, причем в вину ему вменяют преднамеренное искажение текстов богослужебных книг. Для сурового приговора данных обвинений было недостаточно и тут же находятся клеветники, которые свидетельствуют, что богомудрый подвижник по злодейскому умыслу искажал суть Священного Писания.
Максим Грек просит отпустить его на Афон, но осуждается, как еретик и по приговору церковного суда отправлен в заточение в Иосифо-Волоцкий, а затем в тверской Отрочий монастырь. Около 20 лет проводит преподобный в сырой, тесной келье. Терпит голод и холод. Долгое время ему не позволяли даже на короткое время выйти на свежий воздух.
Великую и чудесную силу духа явил в заточении Максим Грек. «Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды…» — этими словами открывается сочиненная им в утешение самому себе проповедь. С ее чтения начиналось каждое утро Максима в узилище. Кусочком угля на стене кельи затравленный, истерзанный пленник написал прекрасный канон Утешителю Святому Духу — Параклиту. Принятый впоследствии церковью, он звучит сегодня во многих наших храмах в праздник Сошествия Святого Духа.
Несмотря на многократное заступничество и афонских монахов, и даже константинопольского патриарха, просивших отпустить Максима из России, его мечта умереть на родине так и не сбылась. Иван Грозный в 1951 году (называют и иной строк примерно в 1547 — 48 годах) распоряжается выпустить Грека из заточения и разрешает ему перебраться в Троице-Сергиев монастырь. Здесь в 1556 году и предстает пред Господом афонский инок, кладезь мудрости и образ верности, претерпевший великие страдания, но не переставший любить свою вторую родину.
Праведная жизнь, преподобного Максима Грека протекла многие годы в темницах и страданиях, которым он подвергся за свою самоотверженную, просветительную деятельность, за труды, подъятые им на пользу и во спасение ближних. На нем исполнились слова апостольские: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12), что лишь укрепило веру подвижника и до дня нынешнего являет собой пример подражания и восхищения.

Записи из этого журнала по тегу «История России»

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
valera panyushkin
9 май, 2017 18:19 (UTC)
Имя Максим Михаил Триволис получил в доминиканском монастыре св Марка во Флоренциии,аббатом,которого и был св муч Иероним Савонарола
serg_slavorum
9 май, 2017 18:23 (UTC)
//св муч Иероним Савонарола//

Католическая Церковь канонизировала Саванаролу?
valera panyushkin
9 май, 2017 18:28 (UTC)
Он был оклеветан,как и св Жанна Д Арк,идет процесс беатификации Иеронима Савонароллы

Edited at 2017-05-09 18:29 (UTC)
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner