?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

памятка3.jpg
На фото Марк Вистинецкий и Давид Ортенберг. Над передовицей газеты "Красная Звезда".

Автор статьи - историк Игорь Петров. Оригинал здесь.

Читая выдержки из книги В.Р.Мединского «Война», я обратил внимание на такой отрывок:
«При раскопках немецких захоронений времен войны среди личных вещей немецких солдат находят инструкцию «Военная подготовка в войсках».
«Помни о величии и победе Германии. Для твоей личной славы ты должен убить ровно 100 русских. У тебя нет ни сердца, ни нервов – на войне они не нужны. Уничтожив в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского; не останавливайся – старик перед тобой, женщина, девушка или мальчик. Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навеки
».



Я попытался выяснить у исторического консультанта (или пиар-агента, порой их сложно различать) В.Р.Мединского источники этой цитаты. В ответ мне были предъявлены сразу три:

- статья в липецкой газете, на которую ссылается автор [книги «Война»]

  • - статья в липецкой газете, на которую ссылается автор [книги «Война»]

  • - брошюра некоего жившего в нацистской Германии доктора юстиции Райберта «Военная подготовка в войсках»

  • - доклад Сталина 7 ноября 1941 года по случаю 24-й годовщины революции

Липецкая статья 2007 года даже расширяет изначальное утверждение Мединского:
Между тем, при раскопках захоронений в местах боев, в том числе и на территории Липецкой области, среди личных вещей немецких солдат находят листок-инструкцию под названием «Военная подготовка в войсках», изданная для солдат гитлеровской армии. Составил ее довольно известный в фашистской Германии человек — доктор юстиции майор Райберт.

Итак, этот «листок-инструкцию» и по сей день находят «на территории Липецкой области». Увы, никаких других подтверждений этому любопытному факту кроме утверждения оставшегося анонимным журналиста не обнаруживается.
Однозначно установить, кто связал листовку с «доктором юстиции майором Райбертом», непросто. Автором одного из первых текстов, в котором это словосочетание встречается, является Б.Н.Сопельняк. 9 мая 2006 года он писал:
«Передо мной уникальный документ: изданная в форме брошюры инструкция, которую несколько лет назад нашли в кармане погибшего немецкого солдата. Называется она «Военная подготовка в войсках», причем подчеркивается, что инструкция издана для солдат стрелковой роты, то есть для тех, кто непосредственно сталкивается как с вооруженным противником, так и с мирным населением. Составил ее довольно известный в фашистской Германии человек — доктор юстиции майор Райберт»

Здесь появляются новые утверждения: эту брошюру обнаружили «несколько лет назад» в кармане одного солдата (множественное число исчезло), более того, документ в момент написания статьи находился перед автором. Но кто же такой этот загадочный «доктор Райберт»? Имя полковника Вильгельма Райберта стало нарицательным для немецких солдатских книжек, которые до сих пор так и называются — Der Reibert. Книжки эти выпускались (и выпускаются по сей день) ежегодно и в десятках разновидностей. Проблема в том, что о присутствии разбираемой цитаты в «Райберте» ничего не известно не только немцам, но и советской пропаганде. И тут самое время обратиться к третьему указанному сотрудником Мединского источнику.

Не 7, но 6 ноября 1941 г. И.В. Сталин в докладе на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся по поводу 24 годовщины революции говорил вот что:

памятка.jpg

Итак, источником становится вовсе не «Райберт», а обращение немецкого командования к солдатам, обнаруженное у убитого лейтенанта Густава Цигеля. У этого фрагмента сталинской речи есть предыстория и постистория.
Предыстория такова. 29 октября «Красная Звезда» опубликовала «Документы о кровожадности фашистских мерзавцев»:

памятка1.jpg

а на следующий день вынесла цитаты из них в передовицу:

памятка2.jpg

Итак, изначально источник именовался «Памятка германскому солдату». Любопытно, однако, другое. «Красная Звезда» оба раза говорит о Густаве Щигеле. Кто-то (по всей видимости, референты, готовившие речь Сталина) превратили загадочную для немецкого уха фамилию Щигель в широко распространенную Цигель (Ziegel). Под этим именем лейтенант из Франкфурта-на-Майне и вошел в историю.

Последующие события излагает в своих мемуарах главред «Красной Звезды» Ортенберг: «Самым большим событием была, конечно, весть о традиционном торжественном заседании Моссовета совместно с партийными и общественными организациями Москвы. О том, что оно состоится, я узнал еще 5 ноября, а пригласительный билет получил лишь в полдень 6 ноября. Считал не часы, а минуты, оставшиеся до начала. На станцию метро «Маяковская», где должно было состояться это заседание, отправился пораньше [...]
Прибывает поезд метрополитена. Все поворачивают головы в его сторону. Движение обычных поездов по этим рельсам — в противоположном направлении: значит, прибыли члены Политбюро и московские руководители.
Они располагаются за столом, накрытым красной скатертью. Сталин в кителе с отложным воротником, без знаков различия и орденов. Выглядит он несколько постаревшим, не таким, каким мы привыкли его видеть до этого. Выражение лица, однако, спокойное, взгляд сосредоточенный. Поднявшись на трибуну, заговорил ровным, глуховатым голосом. Изредка, правда, возникают паузы, будто он не читает подготовленный заранее текст, а импровизирует, подбирает тут же нужные слова.[...]


Когда Сталин коснулся в своем докладе людоедской политики и практики нацистских палачей, я уловил нечто очень мне знакомое. И тут же вспомнил одну из недавних наших публикаций: «Документы о кровожадности фашистских мерзавцев, обнаруженные в боях под Ленинградом у убитых немецких солдат и офицеров». Эти документы прислал в редакцию наш спецкор из 4-й армии, воевавшей на Волхове, Михаил Цунц. Их было пять. Публиковались они с рубриками: «Документ первый», «Документ второй»... Самым чудовищным был «Документ первый» — «Памятка германского солдата». Обнаружили эту «Памятку» в полевой сумке убитого лейтенанта Густава Цигеля [sic!] из Франкфурта-на-Майне. Вот какие содержались в ней поучения, адресованные солдатам вермахта:

«У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, — убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки».
Этот документ был воспроизведен в докладе Сталина дословно. После чего Верховный главнокомандующий сказал:
«Немецкие захватчики хотят иметь истребительную войну с народами СССР. Что же, если немцы хотят иметь истребительную войну, они ее получат».

Не буду скрывать, что всех работников «Красной звезды» обрадовало, что материалы, добытые нашим корреспондентом, включены в столь важный документ партии. Но день или два спустя вдруг звонит мне А. С. Щербаков и строго спрашивает:
— Откуда вы взяли документ Цигеля?
Я ответил.
— Документ у вас?
— Нет. Мы получили его текст по бодо. Есть только телеграфная лента. Оригинал должен быть у корреспондента.
«Должен быть...» Эта формулировка не удовлетворяла секретаря ЦК. Он объяснил, что аккредитованные в Советском Союзе иностранные корреспонденты поставили под сомнение подлинность документа, приведенного в докладе Сталина. Надо, сказал Александр Сергеевич, во что бы то ни стало немедленно доставить «Памятку» в Москву.

Мы сразу же стали разыскивать Цунца. С 4-й армией связаться не удалось. Послали запрос в Ленинград, нет ли Цунца в войсках Ленинградского фронта. Там его не оказалось. А мне по два-три раза в день звонит заместитель начальника Совинформбюро С. А. Лозовский, которого одолевали иностранные корреспонденты: им было обещано показать подлинник документа.
Цунца мы наконец разыскали, но, увы, документа у него не оказалось; он передал «Памятку» в 7-е отделение политотдела армии, а там в суматохе отступления ее потеряли. Где же выход?
Цунц понимал, что «Памятка», попавшая в его руки, не могла быть единственной, ее наверняка распространяли если не во всех, то во многих частях противника, сосредоточенных на Волхове. Были спешно просмотрены груды трофейных документов в полках, дивизиях и разведотделе армии. И нашли, да не одну, а несколько таких «Памяток». Цунц тут же вылетел с ними в Москву, и они были предъявлены иностранным журналистам
»

Увы, несмотря на мемуарный хэппи-энд, в реальности найденные оригиналы «Памяток», по всей видимости, куда-то затерялись, а обстоятельства их обнаружения забылись. В сборнике 1943 года «Документы обвиняют» снова фигурирует Густав Цигель, а о «нескольких найденных памятках» нет ни слова. В дальнейшем карьера Цигеля (в девичестве Щигеля) сложилась более чем успешно, он добрался даже до школьных учебников истории.

Отметим, что шаблон «документы, найденные в кармане убитого/взятого в плен» широко использовался в пропаганде обеих сторон. Приведу в качестве примера статью П.Н.Краснова в «Парижском вестнике» 27.02.43:

памятка4.jpg


Другой пример: 9.06.43 г. Геббельс в своем дневнике записывает, что изготовленное его сотрудниками обращение Сталина к командирам Красной Армии о роспуске Коминтерна будет найдено у взятого в плен большевистского полковника.

Но вернемся к Цигелю. В 1984 г. немецкий историк Ханс-Хайнрих Нольте писал в опубликованной в сборнике «Unternehmen Barbarossa» статье «Die erste Phase des Zweiten Weltkrieges und der deutsche Uberfall auf die Sowjetunion in Schulbüchern der UdSSR und der Bundesrepublik Deutschland»:
«Инструкция, о которой говорит советский учебник, автору неизвестна. Приказ «О применении военной подсудности в районе Барбаросса», приказ о комиссарах, генеральный план Ост достаточно преступны, к чему это преувеличение, доходящее до безумия? [...] Для истории пропаганды второй мировой войны было бы важно знать, какой текст использовал Сталин или его помощники. Возможно, это были полемически искаженные «Указания о поведении войск в России», возможно другой текст»


памятка5.jpg

Не со всеми тезисами Нольте в этой статье можно согласиться. К примеру, он пишет, что приказа о массовых убийствах не могло быть уже потому, что это понизило бы боевую мораль вермахта. Сегодня мы знаем, что вермахт участвовал в массовых убийствах, в частности, в убийствах военнопленных. Нольте также видит параллели между текстом «памятки» и знаменитой статьей Эренбурга «Убей». Мне скорее видится сходство с текстом листовки, авторство которой Эренбургу приписывают:
(ср. Уничтожь в себе жалость и сострадание убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. и Убивайте, убивайте! Нет такого, в чем немцы не были бы не виновны — и живые, и еще не родившиеся!)

Но в одном немецкий историк совершенно прав: пока оригинал «Памятки германского солдата» не будет обнаружен в российских или немецких архивах, ее следует считать изобретением советской пропаганды. В 1941 г. ее тиражирование диктовалось военной ситуацией, в 2010 г. ее тиражирование выдает лишь неумение автора работать с историческими источниками.
P.S.

Автор благодарит восставший из пепла сайт Хроника Победы: 1941–1945 гг за доступ к подшивкам советских газет военного времени.


Дополнительно:

http://users.livejournal.com/-devol-/101729.html

Comments

( 47 комментариев — Оставить комментарий )
glavsnab
15 май, 2017 20:37 (UTC)
Типа, на самом деле фрицы были белые и пушистые, мирных жителей пальцем не трогали, да?
serg_slavorum
15 май, 2017 20:37 (UTC)
Конкретно по памятке есть возражения?
glavsnab
15 май, 2017 23:16 (UTC)
Конечно. Из неизвестности ее кому-то совершенно не следует, что это "фальшивка".
Если бы памятку никаким иностранным журналистам не предъявляли, Ортенберг не стал бы писать об этом, ведь в 1984 кто-то из тех журналистов мог быть жив еще.
Если б памятку выдумали, то он не стал бы писать о ее розысках или написал бы кратко: мол, у меня запросили оригинал - я запросил с фронта - оттуда прислали - показали.
Описание как раз свидетельствует в пользу существования памятки, хотя не факт, что то был официальный документ, распостраняемый сверху, а не личные бредни особо рьяного "освободителя от большевизма".
Никто не смотрел архивы "Кр. звезды" и Ленфронта, никто не проверял, существовал ли такой фриц. Главное - визжать про "фальшивку".
serg_slavorum
16 май, 2017 11:45 (UTC)
//Описание как раз свидетельствует в пользу существования памятки//

Ага, пишите сразу "Тов. Сталин врать не будет".


да конечно, а ещё бы Ортенберг честно рассказал бы про то, что он это и выдумал, ага.

Так почему до сих пор не найден оригинал, ась? Медынский вон пишет, что в Липецкой области кучу таких памяток нашли, но почему-то ни одного оригинала публике не показано.
glavsnab
16 май, 2017 14:41 (UTC)
Не пытайтесь мне приписать глупости, которые сами придумываете.
Если Ортенберг знал, что в свое время опубликовал фальшивку, ему незачем описывать, как оригинал искали, не нашли, потом нашли другой экз. и т. д., ибо это только дает предлог для кривотолков "разоблачителей". Достаточно было кратко упомянуть, что когда кто-то попросил оригинал, его прислали и показали.
А вот если Ортенберг уверен в подлинности, тогда ему незачем скрывать детали.
"Так почему до сих пор не найден оригинал, ась?" я же написал - потому что его никто и не искал.
"Медынский вон пишет, что в Липецкой области кучу таких памяток нашли" - Мединский такого не писал. Вы свой пост хоть читали?
serg_slavorum
16 май, 2017 16:13 (UTC)
//Мединский такого не писал//

У вас проблемы с русским языком?

"Между тем, при раскопках захоронений в местах боев, в том числе и на территории Липецкой области, среди личных вещей немецких солдат находят листок-инструкцию под названием «Военная подготовка в войсках», изданная для солдат гитлеровской армии."
glavsnab
16 май, 2017 16:36 (UTC)
у вас проблемы с пониманием прочитанного (если, конечно, вы свой пост читали).
Там есть отдельно цитата из Мединского (и ссылка тоже есть), где про Липецкую область нет ни слова, и есть приведенная вами цитата - из газетной статьи (о чем так и написано).
serg_slavorum
16 май, 2017 16:39 (UTC)
Ок, у Медынского Липецкой области нет, а о массовых находках есть:

"При раскопках немецких захоронений времен войны среди личных вещей немецких солдат находят инструкцию «Военная подготовка в войсках"

glavsnab
16 май, 2017 16:47 (UTC)
Слов "массовый" или "куча" здесь тоже нет
serg_slavorum
16 май, 2017 16:49 (UTC)
Вы до частностей решили докопаться? Медынский пишет: ищут и находят.
serg_slavorum
16 май, 2017 16:21 (UTC)
Ортенберг в мемуарах метнул стрелки на Цунца и на неких не названных по имени "иностранных корреспондентов"
glavsnab
16 май, 2017 16:47 (UTC)
каким образом "метнул"?
serg_slavorum
16 май, 2017 16:51 (UTC)
Каким? Таким:

"Мы сразу же стали разыскивать Цунца. С 4-й армией связаться не удалось. Послали запрос в Ленинград, нет ли Цунца в войсках Ленинградского фронта. Там его не оказалось. А мне по два-три раза в день звонит заместитель начальника Совинформбюро С. А. Лозовский, которого одолевали иностранные корреспонденты: им было обещано показать подлинник документа.
Цунца мы наконец разыскали, но, увы, документа у него не оказалось; он передал «Памятку» в 7-е отделение политотдела армии, а там в суматохе отступления ее потеряли. Где же выход?
Цунц понимал, что «Памятка», попавшая в его руки, не могла быть единственной, ее наверняка распространяли если не во всех, то во многих частях противника, сосредоточенных на Волхове. Были спешно просмотрены груды трофейных документов в полках, дивизиях и разведотделе армии. И нашли, да не одну, а несколько таких «Памяток». Цунц тут же вылетел с ними в Москву, и они были предъявлены иностранным журналистам»"

Особенно, что у корреспондентов отсутствуют не только ФИО и название СМИ, но даже из какой они страны.
glavsnab
16 май, 2017 17:03 (UTC)
Текст этот я читал. Там написано же русским языком, что с корреспондентами имел дело не сам Ортенберг, а Лозовский. Ортенбергу же велено было представить оригинал, что он и сделал. Соответственно, следы памятки могут иметься в архивах Совинформбюро.
serg_slavorum
16 май, 2017 17:07 (UTC)
Ортенберг написал об этом в своих мемуарах в стиле: одна баба сказала.
Какие-то корреспонденты просили, типа не я общался, а Лозовский.

Тем более в мемуарах 1984
serg_slavorum
16 май, 2017 16:34 (UTC)
//потому что его никто и не искал//

А Ортенберг пишет, что искали:

"Были спешно просмотрены груды трофейных документов в полках, дивизиях и разведотделе армии. И нашли, да не одну, а несколько таких «Памяток». Цунц тут же вылетел с ними в Москву, и они были предъявлены иностранным журналистам»".

А потом таинственным образом пропали, так же как и появились.

Оригинал брошюры "Унтерменш" имеется, а этой нет.
glavsnab
16 май, 2017 16:44 (UTC)
Речь не о тогдашних поисках. А о том, что "разоблачителям", включая Петрова, прежде чем кричать о фальшивке, следовало поработать в соответствующих архивах и убедиться, что там этой памятки нет.
serg_slavorum
16 май, 2017 16:47 (UTC)
Никто не обязан доказывать, что он не верблюд.

Это Вам надо доказать, что такая брошюра существовала, коль Вы взялись отстаивать её подлинность.
glavsnab
16 май, 2017 16:50 (UTC)
Укажите, где это я написал "берусь доказать подлинность" или что-то в таком духе.
glavsnab
16 май, 2017 16:57 (UTC)
перечитал, и что?
serg_slavorum
16 май, 2017 16:58 (UTC)
Перечитайте ещё раз.
glavsnab
16 май, 2017 17:03 (UTC)
могу то же самое вам посоветовать
serg_slavorum
16 май, 2017 17:09 (UTC)
У Вас пошёл откровенный флуд в стиле "Сам дурак".
Извините, лимит на общение с Вами исчерпан. Всего хорошего.
serg_slavorum
16 май, 2017 17:01 (UTC)
Вы отстаиваете её подлинность. Собственно, ради этого Вы пришли в мой ЖЖ и написали десятки комментов в стиле "докажите, что Петров не верблюд".

А потом, ничтоже сумняшеся, пишете "я нигде не брался доказывать её подлинность"
glavsnab
16 май, 2017 17:09 (UTC)
нет, не отстаиваю. Это вы пытаетесь мне приписать такое, с целью требовать с меня доказательства.
serg_slavorum
16 май, 2017 17:10 (UTC)
Я не я, корова не моя. Вопросов к Вам больше не имею.
serg_slavorum
16 май, 2017 16:48 (UTC)
В таком случае докажите, что он в этих самых архивах не работал.
glavsnab
16 май, 2017 16:56 (UTC)
очень странное "требование". Петров перечисляет источники, коими пользовался, даже свой диалог в ЖЖ с неким (как он его называет) "пиар-агентом Мединского". Если б он пытался найти эту памятку в архивах, но не нашел, он так бы и написал. Впрочем, вы можете сами у него спросить.
serg_slavorum
16 май, 2017 16:58 (UTC)
А может он подписку о неразглашении дал, вот и не упоминает. Но обязательно спросим.
(Анонимно)
17 май, 2017 03:47 (UTC)
Если Ортенберг знал, что в свое время опубликовал фаль
О честности.
"Таким образом, материалами расследования установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещённый в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого." 1948 г.

Цигель, цигель ай лю-лю.
Издание: Ортенберг Д. И. Июнь — декабрь сорок первого. — М.: «Советский писатель», 1984. Что такое цензура в СССР вам известно?
ltndan74
16 май, 2017 13:49 (UTC)
"ученые" типа мединских занимаются переписыванием советских агиток, не утруждая себя поисками первоисточников.
glavsnab
16 май, 2017 14:44 (UTC)
Верно. Но и "разоблачители" точно так же переписывают Геббельса (иногда не напрямую, а уже в чьем-то пересказе). А равно что угодно объявляют "советскими агитками", без всякой проверки.
ltndan74
16 май, 2017 14:46 (UTC)
вообще говоря, историк должен ссылаться на источники в подтверждение своих утверждений. А пытаться заставить оппонента доказывать, что зеленых человечков не бывает - попытка детской манипуляции.
serg_slavorum
16 май, 2017 16:14 (UTC)
Этот товарисч не историк, а пропагандист-любитель.
serg_slavorum
15 май, 2017 20:39 (UTC)
Текст как обычно невнимательно прочитали?

Сегодня мы знаем, что вермахт участвовал в массовых убийствах, в частности, в убийствах военнопленных.

glavsnab
15 май, 2017 22:54 (UTC)
Оговорочка эта утонет в длинном тексте, зато останутся "советские фальшивки о зверствах немцев".
Кстати, Петров это написал в 2011-м г., поновее не нашли разоблачений?
И еще - пост о преступлениях фрицев, а тэг - "Сталин - гори..." (для фрицев аналогичных пожеланий не нашлось "почему-то").
von_hoffmann
15 май, 2017 23:19 (UTC)
Вступлюсь за автора журнала...
Потому что Сталин палач и враг русского народа №1, а германские нацисты всё-таки №2...

Edited at 2017-05-15 23:20 (UTC)
glavsnab
15 май, 2017 23:36 (UTC)
Re: Вступлюсь за автора журнала...
ты, что ли, русский народ?
serg_slavorum
16 май, 2017 11:49 (UTC)
Re: Вступлюсь за автора журнала...
А вот хамить и тыкать моим френдам не стоит. Вам первое и последнее предупреждение.
glavsnab
16 май, 2017 14:47 (UTC)
Re: Вступлюсь за автора журнала...
как всегда, автор весьма строг к возражающим, но зато "своим" все можно.
serg_slavorum
16 май, 2017 16:29 (UTC)
Re: Вступлюсь за автора журнала...
Заметьте, Вам здесь никто не тыкал.
serg_slavorum
16 май, 2017 11:46 (UTC)
Да, а новейших разоблачений "Протоколов сионских мудрецов" или "Велесовой книги" Вам не поискать?
glavsnab
16 май, 2017 14:46 (UTC)
Мне? Нет, не надо.
Если интересуют разоблачения, то каждый год к 9 мая в ЖЖ вываливают кучу лжи и клеветы на СССР. Образоблачаться можно.
serg_slavorum
16 май, 2017 16:18 (UTC)
А чего за претензии к тому, что статья 2011 года? Если бы был найден оригинал данной брошюры - другое дело, Ваши претензии справедливы. А так воз и ныне там. Так что статья не устарела.
ltndan74
16 май, 2017 13:51 (UTC)
помню, в детстве у меня была книга, которая называлась типа "История Великой отечественной войны для юношества", там была "цитата" из этой листовки, если память не изменяет, приписывалась Гитлеру.
serg_slavorum
16 май, 2017 16:35 (UTC)
Ну вот видите, так цитата и гуляет).
( 47 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner