?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Асорестан (на среднеперсидском Asōristān, Асурестан / Āsūrestān) в 226-637 годах название месопотамской провинции империи Сасанидов (Иран).

История.

Во времена династии Ахеменидов (550–330 год до н.э.) и парфянского владычества (150 год до н. э. - 225 год н.э), регион был известен под староперсидским названием Атураe (Athura). Асористан (на среднеперсидском - «земля Ассирии») был главной (столичной) провинцией Сасанидской Империи и назывался также Дил – и – Эраншахр (Dil-ī Ērānshahr, в переводе – «сердце Ирана»). Город Ктесифон был столицей и Парфии и Сасанидского Ирана и какое - то время являлся крупнейшим городом на Земле. Проживавшие в Асористане ассирийцы разговаривали на восточно – арамейском языке, явившимся важным средством распространения сирийского христианства. В Асористане зародилась Церковь Востока. Границы Асористиана почти совпадали с границами древней Месопотамии. Западный рубеж Асористана – река Евфрат, восточный – полоса земли к востоку от Тигра. Северная граница проходила по линии Дьярбакыр – Харран – горы Хаккяри.





Парфяне осуществляли лишь слабый контроль над этими землями, разрешив существование полунезависимых сиро – говорящих государств: Осроена, Адиабена и (частично ассирийское) государство Хатра. Сасанидская Империя, захватив Месопотамию в 20 – е годы III века, уничтожила независимость сирийских городов – государств. В частности, 3000 – летний Ашшур был разграблен около 260 года и пришёл в запустение. Однако некоторые области сохраняли свою автономию и в более поздние времена (конец IV века). Например, из агиографических источников известны такие ассирийские правители в регионе как Синхариб (Синнахериб), отец святого мученика царевича Бехнама (70 – е годы IV столетия), и святой Кардаг, правитель Адиабены. Последний, как говорится в его Житии, происходил «из рода ассирийских царей».

Между 633 и 638 годами регион подвергся нашествию арабов в ходе исламского завоевания Персии. Около 639 года персидская провинция Асористан прекращает своё существование, а территория (вместе с Мешаном) входит в состав провинции аль – Ирак Арабского Халифата. 3000 – летняя Ассирия прекращает существование как единое целое в геополитическом смысле. Её земли становятся столичной провинцией при династии Аббасидов и культурным центром во времена «Исламского золотого века» в течение пяти веков, с VIII по XIII века.

После мусульманского завоевания Асористан постепенно, но в большом количестве заселяют народы исламского вероисповедания: сначала арабы, затем персы и тюрки.

Однако же, несмотря ни на что, ассирийцы продолжали существовать, отвергая арабизацию и исламизацию, и продолжали составлять большинство населения на севере исторической области вплоть до XIV века, когда произошла религиозно мотивированная резня, устроенная Тамерланом. Из – за резни численность ассирийцев резко сократилась, а город Ашшур окончательно обезлюдел. После чего ассирийцы стали этническим, языковым и религиозным меньшинством на своей исторической родине и остаются таковым вплоть до сегодняшних дней.

Наименование.

Парфянское наименование Асористан (варианты Асуристан, Асурестан, Ассуристан) известно из надписи шаха Шапура I на Каабе Зардушта (Ka'ba-ye Zartosht) и из надписи Нарсе в Пайкули (Paikuli). Прилагательное асориг (āsōrīg) на среднеперсидском соответственно означает «ассирийский». Регион также был известен под другими наименованиями Ассирия, Атура, Бет - Арамайе), Бабел / Бабиль (Bābēl / Bābil) и Эрех / Эрак (Erech / Erāq). Начиная с середины VI столетия он, кроме того, носил персидское название «Хварваран» (Khvārvarān).

Название Асорестан состоит из двух слов: Асор (Asōr) – Ассирия и естан (estān) (земля кого - то). Ассирией (в форме Асорестан) при парфянах, а потом при Сасанидах стали также именоваться земли древней Вавилонии. Однако собственно историческая Ассирия (Атура) располагалась к северу от вавилонского Асорестана на территории независимой пограничной страны Осроена.

Население.

Население Асорестана было смешанным. На севере преобладало коренное ассирийское население, этнически и лингвистически идентичное вавилонянам, жившим на юге. Арамеи и набатеи обитали в пустынях на юго – западе. Персы, армяне, евреи и мандеи жили по всей Месопотамии. Греческое население в южных городах, значительное в парфянский период, во времена Сасанидов было ассимилировано семитами. Но основное население Асорестана всё же составляли ассирийцы, говорившие на восточно – арамейских диалектах. Во времена Сасанидской Империи большинство населения Асорестана было занято в сельском хозяйстве и торговле, либо же служило в армии. Персы, живя частично в провинции, частично в Ктесифоне, составляли большинство в администрации, на командных должностях в армии, среди феодалов – землевладельцев.

Язык.

По крайней мере три диалекта восточноармейского языка были разговорными или использовались в богослужебной практике в Асорестане: сирийский (на севере и среди христианассирийцев, сам термин «сирийский» - индоевропейское производное от «ассирийский»), мандейский (на севере и юге среди мандеев), иудейсковавилонский армейский язык (среди иудеев в центральной части региона). В дополнение ко всему, коренное население говорило на диалектах аккадского языка, подвергшегося сильному влиянию восточно – арамейского языка, который в свою очередь произошёл от Имперского арамейского, введённого в Ассирийской империи в качестве лингва – франка (языка межнационального общения) царём Тиглатпалассаром III в VIII веке до н. э.. Эти диалекты сохранились вплоть до наших дней среди современных ассирийцев (число говорящих 577000 to 1000000 человек). Ныне существует и небольшое число носителей мандейского диалекта.

Помимо богослужебных текстов этих религий, существующих и в настоящее время, археологические примеры всех трёх основных упомянутых арамейских диалектов представлены в надписях на тысячах дошедших до наших дней чашах для заклинаний—керамических артефактах, найденных при раскопках в Ираке. В то время как еврейский алфавит использует традиционную «квадратную» форму имперского армейского письма, сирийский и мандейский алфавиты развились из армейского курсивного письма (мандейский - непосредственно из парфянского «канцелярского» шрифта).

Религия.

Религиозная демография Месопотамии была весьма разнообразной во времена поздней античности. Начиная с I II веков сирийское христианство стало в регионе главенствующей религией. Остальные религиозные общины исповедовали мандеизм, иудаизм, манихейство, зороастризм и древнюю ассиро – вавилонскую месопотамскую религию (ашуризм). Ассирийцы – христиане, вероятно, были самой большой группой населения в провинции.

Месопотамская религия.

Старая месопотамская религия сохраняла сильное влияние в своих традиционных культовых центрах, особенно на севере региона на территории собственно Ассирии. В IIIIV веках в городах Ашшур, Арбела, Эдесса, Амид, Нохадра существовали храмы, посвящённые Ашшуру, Шамашу, Иштар, Сину, Хаддаду и Нинурте, следы этих культов прослеживаются вплоть до X века в отдалённых частях Ассирии.

Христианство.

В Асорестане вообще и, особенно, в Ассирии находились главные центры Церкви Востока (сейчас Ассирийская Церковь Востока), которая временами (во многом благодаря огромной территории Сасанидской империи) имела самую большую каноническую территорию в мире (из всех тогдашних христианских Церквей), распространяя своё влияние в Центральной Азии, Китае, Монголии и Индии. Её основателями считаются апостолы Фома (Мар Тома) и Фаддей (Аддай). Один из главных священных текстов Церкви – Литургия (Курбана) Аддая и Мари, старейшее христианское евхаристическое богослужение, составлена около 200 года. В столице Асорестана проходил судьбоносный для Церкви Востка собор 410 года. После чего Селевкия – Ктесифон оставалась резиденцией патриарха Церкви Востока на протяжении более чем 600 лет.

Мандеизм.

Мандейская религия, последователи которой утверждают, что являются последователями истинного учения Иоанна Крестителя, и считающиеся единственной сохранившейся до наших дней гностической сектой, появляются в регионе в описываемые времена (или немного ранее – во времена парфян). Их язык и алфавит были мандейским вариантом арамейского языка и алфавита. Две их главные книги, «Гинза Рабба» (Ginza Rabba) и «Мандейская книга Иоанн» (претендующая на то, в ней изложено аутентичное учение Иоанна крестителя) написаны между II и III веками). На сегодняшний день приверженцев мандеизма не более, чем 50 – 75 тысяч человек.

Манихейство.

Манихейство, созданное «пророком» Мани (годы жизни 216–276), зародилось в Асорестане в III веке, но впоследствии распространилось на большой территории. В некоторых случаях манихейство даже превосходило Церковь Востока по территории, охваченной их проповедью. Манихейство какое-то время также широко распространено в Римской империи. Ни один из шести священных текстов манихеев на сирийском не сохранился в полном объёме. В труде Ketba Deskolion (дата создания – около 792 года) восточно-сирийского церковного писателя Теодора бар Конаи из Бет – Гармай содержится большой отрывок из одной из священных книг манихеев, где излагаются основы вероучения. Также как и у Церкви Востока центр манихейской церкви располагался в Селевкии – Ктесифоне. Мани посвятил своё единственное произведение на среднеперсидском «Шапураган» (Shāpuragān) шаху Шапуру I.

Иудаизм.

Вавилония оставалась мировым центром иудейской религии. Одна из главных книг раввинистического иудаизма Вавилонский Талмуд был написан на еврейско – вавилонском диалекте арамейского в Асорестане между III и V веками. Все вавилонские талмудические академии располагались недалеко от Селевкии – Ктесифона. Первая талмудическая академия была основана около 220 года в Суре (Sura) Равом (Rav) (годы жизни 175–247). Один из самых влиятельных учителей – талмудистов Рава (Rava) (годы жизни 270–350), находившийся под влиянием манихейской полемики и зороастрийской теологии, учился в талмудической академии в Пумбедите (Pumbedita).

Зороастризм.

Зороастризм, государственной религии империи Сасанидов, исповедовали по большей части представители иранского правящего класса, а среди ассирийцев он не был распространён.






Перевод статьи из англоязычной википедии:

https://en.wikipedia.org/wiki/As%C5%8Drist%C4%81n

Записи из этого журнала по тегу «Ассирия»

Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner