?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Семья Матрана Шамсдина.


Самый известный представитель семьи Матранов Шамсдина - Мар Йосеп Хнанишо X, почитаемый святым в Ассирийской Церкви Востока.

Матран – ассирийское слово, которым называют митрополита или архиепископа. Матраны (митрополиты) Шамиздина имели своей резиденцией монастырь Мар Ишо в области Ночия (Nochiya) в юго – восточной Турции и всегда были известны под титулярным именем Мар Хнанишо (Mar Khnanishu). Из исторических источников известно по крайней мере о 12 митрополитах Шамиздина, начиная с 1580 года. Правда первые двое из этого списка не принадлежали к линии Гида (Gida) были лояльны Римскому папе.



Краткий обзор.

Семья Матрана в течение 314 лет занимала главенствующее положение в Ассирийской Церкви Востока.

Надо отметить, что с 1553 по 1661 год (в течение 108 лет) Ассирийская Церковь Востока находилась в унии с Римским папой и была известна как «Халдейская». Некоторые историки называют этот период «периодом Джилу», поскольку трое из последних пяти униатских патриархов были выходцами из племени Джилу.

В 1661 году епископы Халдейской Церкви выступили против союза с Римом и сместили Мар Yualla Шимун XII из Джилу. В следующем,1662 году новым патриархом был избран Мар Дынха Шимун XIII, до этого являвшийся епископом и «натора д курсия» (наследником патриаршего престола) соперничающей ветви Церкви в Алькоше и членом патриаршей семьи, известной как «семья Абуна». Мар Дынха был первым из линии патриархов Кудшаниса, известных как Мар Шиммуны.

Семья Абуна осуществляла управление Церковью диктаторскими мерами, добиваясь, чтобы церковный клир, начиная от патриарха и заканчивая священниками и архидиаконами, набирался из представителей этой семьи. Так, через год после своего рукоположения Мар Шимун XIII возвёл старшего из своих двоюродных братьев, Мар Саргиса Хнанишо в сан «Митрополита Рустаки и Шамсдина», сделав его самым могущественным человеком в Церкви (после патриарха) и правой рукой первосвятителя. Этот период в истории Церкви Востока известен как «эра Кудшаниса». Введение наследования в церковной иерархии позволяла главенствующим семьям контролировать Церковь в течение трёх столетий вплоть до середины XX века, когда принцип наследования кафедр был отменён.

Дом Гида династии Абуна.

Первый из митрополитов Шамиздина был из дома Гида из деревни «Дайре и Комане» («Daireh & Komaneh») и возможно происходил из города Хазза (Hazza) недалеко от Эрбиля.

Предыстория такова. В середине XVII столетия жило 3 брата – священника, которых звали Саргис, Харшу (Kharsu) и Ханна (Hanna). Они принадлежали к семье Гида из деревни Дайре и Комане, возможно недалеко от монастыря Мар Одишо возле Амедии (современный Ирак). Саргис возможно был иеромонахом.

Мар Дынха Шимун XIII, более известный как Дынха Катула (Qatula, «Убийца») в борьбе за патриарший престол в Алькоше убил своего племянника Мар Хнаниншу и бежал в Саламас, возглавив церковную организацию в Хаккяри.

Сведения взяты из англоязычной Википедии:

https://en.wikipedia.org/wiki/Matran_family_of_Shamizdin

Примечание.

Тут я вставлю свои «пять копеек» в повествование англоязычной википедии.

В других доступных мне источниках я не нашёл подтверждения столь вопиющего факта – убийства патриархом Церкви Востока своего племянника, равно как и наличия у оного подобного прозвища. Не подлежит лишь сомнению факт решительного разрыва Мар Шимуна Дынхи XIII c Католической Церковью и бегства в Кудшанис в горах Хаккяри.

Лалаян, зафиксировавший в своей книге «Айсоры Ванского вилайета» предания хаккярийских горцев, пишет следующее (в главе про историю меликитств):

Этому мелику Манду наследовали другие мелики, которые тоже носили имя Манду. Во время одного из них Мар-Шимон айсоров убежал из Атура, прибыл в Алкуш (близ Мосула), но персы завладели этими местами и увезли Мар-Шимона в Персию, позволив ему жить в селении Шинну. Мар-Шимон, утвердившись здесь, построил большую церковь. Через некоторое время мелик Манду освободил Мар-Шимона из плена и привез его в Зараниш. С этого времени 60 лет подряд Мар-Шимоны проживали в этом селении, и здесь могила одного из них. Неизвестно по каким причинам Мар-Шимон переселился отсюда в селение Тиркунис, а потом в Кочанис, который получил в подарок от мелика Ману. Но Мар-Шимон не оставался долго и в Кочанисе, потому что Кочанис, находясь близко к Джуламерку, постоянно подвергался нападениям пребывающего там мира (военачальника), и вследствие этого принужден был переселиться в Дез. Мелик Манду остался недоволен тем, что Мар-Шимон удалился из подаренного им Кочаниса, и обратился к длуламеркскому миру за советом, каким образом можно вновь вернуть его в Кочанис; затем он отправился в Дез, поджег дом Мар-Шимона, после чего забрал пожертвования и, построив покои для Мар-Шимона, пригласил его в Кочанис, на что Мар-Шимон принужден был дать свое согласие. (Лалаян Е. А. Айсоры Ванского вилайета. С. 14.)

В книге Н. Селезнёва сказано следующее:

Линия же Сулаки в 1662 г. была представлена Мар Шимуном XIII Дынхой (t 1700). Движимый желанием независимости, он в 1672 г. порвал с Римом и, восстановив наследственное преемство, ушел со своими верными в курдские горы, где расположился в селении Кудшаныс (Кочаныс) (Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. С. 66)

Но вернёмся к основному повествованию.

Двоюродные братья Мар Шимуна Дынхи XIII, те самые священники, бежали в деревню Алхе (Alheh) врегионе Нерва (Nerwa) на территории нынешнего Ирака, где пробыли семь лет. Потом Ханна направился в Джарму (Jarma) в Маргаваре (Иран), а Саргис и Харсу – в деревню Сарару (Sararu) в Шамсдине.

В 1663, когда новый патриарх подыскивал кандидатуру митрополита, он вызвал троих братьев в свою резиденцию в Хосраве, район Салмаса, для посвящения одного из них в сан митрополита (архиепископа). Предание повествует, что Ханна из Джармы посчитал себя недостойным принять такой сан. Двое других отправились в путь, но только Саргис добрался до резиденции патриарха, а Харсу повернул обратно, не выдержав суровой дороги по заснеженным горам.

Тогда Мар Шимун объявил: «Ввиду того, что двое братьев не смогли совершить рискованного путешествия, значит тебя, Саргис, Бог избрал быть митрополитом новой Церкви». После чего Саргис перебрался из деревни Сарару в близлежащий монастырь Мар Ишо и оттуда руководил диоцезом Рустаки.

Митрополичья кафедра сохранялась за родом Гида вплоть до 1977 года, когда отошёл ко Господу последний, десятый по счёту, представитель линии святой Мар Йосеп Хнанишо.

Так как митрополиты не имели права жениться, кафедра переходила по наследству к племяннику. Следующим митрополитом должен был быть сын священника Харсу.

Неизвестно, почему семейная линия получила имя Гида. Возможно, так звали отца Мар Саргиса, возможно – название церкви или деревни.

На протяжении веков митрополиты из рода Гида славились святой жизнью и многочисленными совершёнными чудесами. В частности, такие рассказы сохранились про Мар Исхака и Мар Йосепа. Ассирийская Церковь отдала дань народному почитанию и в 80 –е годы канонизировала Мар Йосепа Хнанишо.

На сегодняшний день семья Матрана почитается. Представители их племени (ночия) именуют семью «Джани» (Jani, курдское слово, означающее «моя жизнь». В настоящее время в семье нет митрополита, но глава клана Ненев Матран Харири (Nenif Matran Hariri) активно участвует в решении тех или иных вопросов церковной и светской жизни. Его сын Бава объявлен «натан курси» и будет вести жизнь «назарея» (nzera). Сторонники семьи не оставляют надежд сделать его митрополитом (Мар Хнанишо XI)

Епископы Шамиздина.

В области Ночия было ещё две наследственные епископские кафедры – Мар Дынха в Тизе (Tees) и Мар Юханнан в Дарияне (Dariyan).

Считается, что епископские семьи ведут своё происхождение от семьи Матрана. Если в семье Матрана был священник строго подвижнической жизни (назорей) его могли назначить епископом близлежащих земель.

Трудно представить, что после 1663 года для кафедры Шамсдина (и подчинённых епархий) могли быть рукоположены епископы, не принадлежащие к семье Матрана и не связанные родством с семьёй Абуна.

Св. Мар Йосеп Хнанишо и его воспитанник, будущий патриарх АЦВ - Мар Дынха IV.

Последний Мар Юханнан умер в Дияне (Diyana) в 70 – е годы XX века, а последний Мар Дынха стал патриархом Ассирийской Церкви Востока. Так, что, по – видимому, семья Гида по прежнему занимает главенствующее положение в Церкви Востока.

Список митрополитов из дома Гида

Имя

Даты жизни

Погребён

Примечания

Мар Саргис Хнанишу I

1630-1700

Монастырь Мар Ишо в Рустаке, Турция.

Рукоположен в 1663 году

Мар ? Хнанишу II

1665-1735

Монастырь Мар Ишо в Рустаке, Турция.

Мар Ишу Хнанишу III

1687-1757

Монастырь Март Шмуни, Чарухия (Charukhiya), нынешний Дьярбакыр (в прошлом – Амида), Турция

Умер, возвращаясь из Иерусалима

Мар Давид Хнанишу IV

1714-1784

Монастырь Мар Ишо в Рустаке, Турция.

Мар Ишая (Ishaya) Хнанишу V

1741-1811

Монастырь Мар Ишо в Рустаке, Турция.

Мар ? Хнанишу VI

1763-1833

Монастырь Мар Яку, Дарбанд (Darband), Тергавар, Иран.

Мар ? Хнанишу VII

1790-1862

Церковь Мар Тума, Балулан (Balulan), Тергавар, Иран.

Мар Йосеп Хнанишу VIII

1820-1884

Монастырь Мар Ишо в Рустаке, Турция.

Был митрополитом 22 года

Mar Iskhaq Khnanishu IX

1848-1918

Керминшах, Иран

Был митрополитом 34 года

Святой Мар Йосеп Хнанишо X

1893-1977

Церковь Март Марьям, район Нерийя, Багдад, Ирак.

Был митрополитом 58 лет



Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner