?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЕРМАК ИЛИ ХАН ЕР-МАР?

Версия интересная, но за давностью лет доказательную базу подвести будет очень трудно.

И действительно, нет ничего невероятного в том, что многие служилые татары, выехавшие из Золотой Орды в Московское государство не желая принимать ислам, были христианами - "несторианами".

И как, сказал один мой знакомый ассириец по этому поводу, "в любом случае в народной памяти Ермак останется русским".

P. S. Про само несторианство в статье конечно же полная чушь написана. НО это весьма распространённое заблуждение.

Оригинал взят у luk_konstantin в ЕРМАК ИЛИ ХАН ЕР-МАР?
Помню, еще в школе, проходя по программе истории покорение Ермаком Сибири, задавал себе вопрос: что это за имя такое – Ермак? Может, это прозвище, тогда почему к прозвищу присовокупили отчество Тимофеевич, а если есть отчество, то где фамилия? Странно, что у человека, которому поручили столь ответственное дело, даже нет биографии. Удивляло и поведение коренных жителей Сибири, так охотно принимавших Ермаково владычество, меняя чужака Кучума на другого правителя, но тоже чужого.

Вопросы эти с той поры так бы и остались без ответа, если бы не статья М. Валиева в журнале «Наука и религия» с неожиданной версией биографии казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Оказывается, Ермак вовсе и не казак, а сибирский князь гуннского племени кераитов. Да и не просто князь, а князь-епископ Ер-Мар Темучин. И воевать Сибирь пошел он, чтобы вернуть родовые владения, отнятые ханом Кучумом. Впрочем, все по порядку.

В XI веке правитель племени кераитов принял христианство несторианского толка. (Историческая справка: несторианство – течение в христианстве, основанное в Византии в V веке константинопольским архиепископом Несторием, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, не был Богом по рождению, а лишь впоследствии принял Божественную природу. Пресвятую Деву Марию Несторий призывал называть Христородицей, а не Богородицей. Несторианство как ересь было осуждено на Эфесском соборе в 431 году.)

В 1198 году несториане-кераиты помогли правителям маньчжурско-китайского государства Цзинь добиться успеха в военных действиях, за что их правитель Тоговил получил потомственный титул «ван» (хан, князь) и стал именоваться Ван-ханом. Оставаясь при этом главой несторианской общины, Ван-хан прослыл среди соседних народностей «пресвитером Иоанном». Известно, что одна из жен Чингис-хана была дочерью пресвитера Иоанна. Этим объясняется, что, хотя в покоренных землях и хозяйничали чингисиды, несториане-кераиты пользовались относительной самостоятельностью, имея во владении земли и леса на берегах Тобола, Туры, Ишима и Иртыша – страну Сибирь.

В XIV веке, после разгрома Тамерланом несторианских общин Средней Азии, часть из них спаслась бегством в Сибирь – во владения единоверцев, потомков пресвитера Иоанна. Христиан в Сибири стало столько, что к титулам кераитских князей-первосвященников стали добавлять титул «мар» (святой, епископ), а после успешной победы над разорителем сибирской земли чингисидом Абаком еще и титул «ер» (богатырь, герой). И стали называться правители Сибири Ер-Марами – «героями-епископами».

После победы над Абаком князь Ер-Мар Мухаммед основал новую столицу Сибири – Аскер, среди соседних народностей больше известную как Кашлык (в некоторых летописях называется городом Сибирью). Но в 1563 году племянник побежденного Абака хан Кошим, прозванный в народе Кучумом (пришельцем, чужаком), захватил Кашлык и жестоко расправился со всеми кровниками. Лишь одному из потомков пресвитера Иоанна Ер-Мару Темучину удалось спастись. Коренные жители Сибири, несториане, оказали сильное сопротивление мусульманским муллам, пришедшим из Бухары с ханом Кучумом, и не желали отказываться от веры отцов. Весь крещеный народ Сибири ждал возвращения своего законного правителя-единоверца Ер-Мара Темучина, скрывшегося в приграничных с Сибирью землях и получившего там прозвище Ермак – Тимофеев сын...

Исправно служил новоиспеченный казак на государевой службе: был канцеляристом при воеводе пермском, ходил проводником в торговых походах по Сибири, атаманил при походе на Польшу. Везде, где бы ни был предприимчивый Ермак, первым делом искал дружбы у влиятельных людей. Эта дружба с сильными мира сего не раз спасала бывшего князя, никак не желавшего примириться с судьбой простого казака: то повздорит с кем-нибудь из знати, то по степным обычаям невесту родовитую украдет.

И вот никому ранее не известный Ермак – Тимофеев сын получает неограниченные полномочия и огромные средства, позволившие ему собрать довольно внушительное войско, способное в течение нескольких лет вести победоносный поход по бескрайним сибирским просторам. Сибирские племена оказывали Ермаку воистину ханские почести, не раз предупреждали его войско о кучумовских засадах. Неискушенные в сравнительном богословии аборигены-несториане охотно меняли свою веру на православную, не видя особой обрядовой разницы. Благо знакомы им были и исповедь, и причастие, и литургия со всенощной. Даже передвижные церкви-юрты имелись.

Обремененная солидными трофеями дружина Ермака даже и не собиралась домой, как было это принято у казаков, не принимала мира от хана Кучума, не раз предлагавшего замириться на выгодных для казаков условиях, а год за годом упорно продвигалась к центру Сибирского ханства – стольному граду Аскеру. Сибирский хан Ер-Мар возвращал себе наследное царство.

Родовитостью Ермака объясняются и те почести, которых он удостоился от Ивана Грозного, после того как бил челом царю новыми богатыми землями. Атаману был присвоен титул «князь Сибирский», в подчинение было передано пять сотен царских стрельцов во главе с воеводой-князем и сотником стрелецким при нем. Сибирское же происхождение Ермака подтверждает тот факт, что и поныне вогулы, остяки, тюрки и прочие сибирские народности чтут Ермака – того, кто когда-то покорял их предков.

Может быть, кому-то и не понравится историческая версия о том, что лихой казацкий атаман на самом деле был инородцем, да еще не совсем чистой православной веры, можно сказать, еретиком. Но это только версия. Вполне возможно, что был все-таки казак с православным именем Ерма, переиначенным в Ермак, и происхождение его было знатное, по каким-либо причинам скрываемое. Но так ли это важно? Настоящий патриот – это тот, кто приносит Отечеству реальную пользу, независимо от того, как произносится его фамилия и какой у него разрез глаз.

Валерий МЕЛЬНИКОВ


Дополнительно:

http://russian7.ru/post/ermak-kakim-na-samom-dele-byl-pokorite/

Записи из этого журнала по тегу «Ассирийская Церковь Востока»

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
byacs
28 сент, 2017 05:53 (UTC)
В допетровские времена никаких норм для имен не было. При Петре обязали в официальной документации писать только имена при крещении. А старые имена все эти Кудеяры-Ермаки-Волки, Косые, Хромые, Рыло и т.д. перешло в прозвища - так сказать неофициальные имена.
serg_slavorum
28 сент, 2017 06:15 (UTC)
Да
Вплоть до конца 17 века зачастую у людей было два имени - одно христианское, даваемое при крещении, другое народно-языческое прозвище. Неждан, Нелюб, Неклюд ит.д

Например у сына святой Иулиании Лазаревской, написавшего её житие:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

было два имени Каллистрат и Дружина.

Edited at 2017-09-28 06:15 (UTC)
byacs
28 сент, 2017 07:31 (UTC)
Re: Да
Ага, все верно.
serg_slavorum
28 сент, 2017 06:19 (UTC)
Где то читал что христианское имя Ермака было Василий
byacs
28 сент, 2017 07:34 (UTC)
Кстати, фамилия ЕРМАКОВ, не такая уж и редкая. Следовательно такое имя было. Так что сомнительная версия какая-то..
serg_slavorum
28 сент, 2017 10:39 (UTC)
Согласно ещё дореволюционной версии донского историка Е. П. Савельева, на «тюрко-монгольском наречии» слово Ирмак означает «стремительно бьющий ключ» (река Кызыл-Ирмак — стремительно бьющий красный ключ), а на татарском глагол ярмак (Жармак) означает «рассекать», «разрубать», «раскалывать».
byacs
28 сент, 2017 13:42 (UTC)
Я не специалист, но это по-моему задорновщина в духе Бебель похож на Бабеля, Гегель на Гоголя...
serg_slavorum
29 сент, 2017 07:12 (UTC)
Так тюркские прозвища были распространены, учитывая близкие контакты с татарами. Отсюда фамилии Сабуров, Курбанов...
byacs
29 сент, 2017 12:45 (UTC)
Ладно, ок:)
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner