?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry





Фотографии церкви (к началу XX века монастырём она уже не была) во имя Раббан Петийон в деревне Мазра в области Тхума. Автор фото - Георгий Слывус ("Хабре д Атураи" за март 2016).

В этой церкви служил каша (священник) Хану (+ в 1954 году в западной Грузии), прапрадед уважаемого шамаша (диакона) Беньямина (Ашкашидзе) из церкви Март Марьям в Москве.

О нём у меня был пост в ЖЖ:

http://serg-slavorum.livejournal.com/2498361.html

Пара цитат из исторической литературы, где упоминается эта церковь:

"Октябрь 25 [память] Рабан Питиун мученик. Памяти его посвящена очень древняя церковь на склоне горы над Тхумской долиной в Турции, и теперь многие посещают её. Он был противником "магов (астрологов), сынов заблуждения"

("Католикос востока и его народ. Очерки религиозной и бытовой жизни сиро - халдейцев". СПб. 1898 г."Страница 79).

"Церкви часто использовались, как и в Англии во времена смут и войн, в качестве крепостей и убежищ. В основном они были построены на возвышенных местах и располагались на своих собственных землях, в окружении фруктовых садов и рощ. Некоторые, подобно церкви Раббан Петйон (Rabban Pethiun) в Тхуме, стоят высоко на склонах горы, а некоторые, подобно церкви Мар Авдишо (Mar Abd-Ishu) в Тале (Tal) или Мар Шаллита в Дизе, наоборот среди голых скал у пропастей"

(Леди Сурма д Бет Мар Шимун. «Традиции Ассирийской Церкви и убийство Мар Шиммуна»Глава II. Крещение, церкви и их орнаменты.)

Немного о святом, которому посвящена церковь - Раббане Петийоне (краткое житие).

В конце IV - начале V века в Сасанидском Иране в области Балашфарр [1] жил зороастрийский священник (мобед) Михрияр (Mihryar), у которого было двое сыновей Яздин (Yazdin) и Дадгушнасп (Dadgushnasp). Яздина отец отправил учиться в школу для зороастрийских священников, но то не захотел там учиться и вернулся домой. Тогда отец нашёл ему учителя по имени Яку (Иаков), который оказался христианином и наставил своего ученика на путь истинный. Яздан вместе с Яку регулярно посещал церковь и, наконец, изъявил желание принять крещение. Но Яку, опасаясь преследований из – за высокого положения отца Яздана[2], посоветовал ученику повременить с крещением пока его отец не отойдёт в мир иной. Однако Яздан ждать не захотел и ушёл из родных краёв в город Карха д Бет Слока [3], где крестился и вёл подвижническую жизнь в течение 32 лет. Затем вернулся домой. К тому времени отец уже умер, а у брата была семья и дети. Яздан убедил брата и его семью принять христианство. Дадгушнасп так проникся христианским учением, что даже сменил персидское языческое имя на сирийское христианское, став Дадишо (Дидишо, Didisho, что в переводе означает «Иисус даровал»). Один из сыновей Дадгушнаспа Петийон под влиянием дяди принял монашество и стал его учеником. Яздан и Петийон вместе подвизались в аскетических подвигах 14 лет (потом Яздан отошёл в лучший мир) и получили известность по всей округе своей святой жизнью и чудесами, которые Господь совершал по их молитвам. В то время у жившего в Балашфарре высокопоставленного зороастрийского мобеда Адурхормиза / Adurhormizd (он был родом из города Бех Шапур в области Фарс) единственная дочь по имени Анахид была одержима злым духом и никто не смог ей помочь за исключением св. Петийона, молитвой изгнавшего из неё беса. Под впечатлением этого чуда Адурхормизд и Анахид (в крещении Ханна) [4] приняли христианство и были казнены по наветам зороастрийского духовенства. Позднее от рук огнепоклонников погиб и сам св. Петийон. Его мученичество произошло в 449 году в правление шахиншаха Йездигерда II недалеко от нынешнего иракского города Сулеймания.

Примечание:
1. Область Балашфарр (Balashfarr) располагалась к востоку от Бет – Гармай, на нынешней ирано – иракской границе. Административным центром Балашфарра был город Хульван (Hulwan)

2. По законам Сасанидской империи, где зороастризм был государственной религией, обращение зороастрийца в другую веру (особенно представителя духовенства или аристократии) было тяжким преступление и каралось смертью.

3. Нынешний Киркук в Ираке.

4. Существует цикл Житийных текстов на сирийском, связанных с этими святыми – «Мученичество» Адурхормизда, «Мученичество» самого Раббана Петийона и «Мученичество" Анахид. Последнее есть в английском переводе в источнике, указанном мною под №2.

Составлено по:

1. Adam H. Becker. Martyrdom, Religious Difference, and “Fear” as a Category of Piety in the Sasanian Empire: The Case of the Martyrdom of Gregory and the Martyrdom of Yazdpaneh. New York University.

2. Holy Women of the Syrian Orient. Translated, with an introduction, by Sebastian P. Brock and Susan Ashbrook Harvey. Los Angeles: University of California Press, 1998; © 1987 (Transformation of the Classical Heritage, No 13).

Записи из этого журнала по тегу «ассирийские святые»

Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner