?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Court-of-Khosrow-II-7-century-AD.jpg

Обращение Ширин к так называемому "монофизитству"

Глава из книги современного немецкого историка, теолога и философа Вильгельма Баума
Shirin: Christian - Queen - Myth of Love.
Мой перевод c английского.


После возвращения Хосрова в Селевкию – Ктесифон после взятия Дары, христиане хотели избрать преемника Савришо, который при жизни предлагал кандидатуру монаха Бархадбешабы. Хосров согласился на созыв собора. На выборах нового католикоса, преемника Сабришо, в мае 605 года усиление влияние Ширин на влияние не было единственным решающим фактором - она также «приняла решение» своего мужа Хосрова. Хроника Сиирта сообщает, что епископы предпочитали Григория, митрополита Нисибина, который пользовался большим уважением за своё православия и чье изгнание было, по их мнению, несправедливым. Они искали одобрения шаха. Он отвечал, что следует избрать митрополита Григория, так как этого желает его жена Ширин. Однако врач Абрахам из Нисибина и другие христиане из окружения шаха не желали видеть нисибинского митрополита католикосом.



Затем царица Ширин предложила Григория Фратского, и совпадение имён давало возможность избрать кандидата царицы. Акты избрания гласили: «По приказу Его величества, мы избрали святого человека Божьего Мар Григория, выдающегося своей мудростью и моралью, учителем и толкователем Священного Писания». По мнению Ширин Григорий Кашкарский не мог быть предстоятелем Церкви Востока, поскольку он отлучил от Церкви врача царицы Габриэля за двоежёнство. Возможно, на выбор Ширин повлиял тот факт, что её кандидат тоже, как и она, был родом из южной Месопотамии. Когда шах про всё узнал, и врач Абрахам информировал его, что это Ширин санкционировала избрание, он был возмущён. Впоследствии Хосров принял fait accompli («свершившийся факт») и заставил нового католикоса заплатить 20000 фунтов серебра за книги, захваченные в Даре, к ужасу христиан. Затем он сказал, что Григорий является католикосом и должен оставаться таким, но он больше никогда не разрешит избрание нового католикоса. Когда Григорий, ыл признанный виновным в коррупции и использовании своей власти для собственного обогащения, уделяя мало внимания заботам церкви, умер в 609 году, Хосров конфисковал все его состояние, без сопротивления со стороны христиан. С этого времени Хосров не позволял проводить новые выборы патриарха. Тем временем, игумен Мар Баввай Великий был избран епископами лидером Церкви Востока.

Сирийская хроника сообщает что врач – христианин Гибриэль Сингарский пустил Ширин кровь из вены, после чего она вскоре родила сына Мерданшаха, «тогда как до этого она не могла родить сына». Под влиянием своего врача Габриэля Сингарского царица Ширин приняла вероучение Западно – Сирийской (так называемой «монофизитской») Церкви, управление которой в Персидской империи осуществлял митрополит города Тикрит в Месопотамии. Западно – сирийская Церковь состояла преимущественно из людей перемещённых вследствие персидских завоеваний, а также их потомков. Подобным же образом она распространила своё влияние в Центральной Азии вдоль Шёлкового пути, став угрозой для Восточно – сирийской Церкви, прежде занимавшей монопольное положение в Персидской империи. Ширин играла основу роль в  изменении парадигмы. В то время как престол Апостольской Церкви Востока оставался вакантным, «монофизитство» ещё более укрепилось в Персии. Влияние царицы обнаруживается в том, что в монастыре, основанном ею в имперской столице Ктесифоне, появляется «монофизитский» элемент.

Был даже разговор о назначении монофизитского католикоса для апостольской Церкви Востока! Под влияние «монофизитов» подпали монастырь св. Петийона и монастырь Ширин. В обитель Ширин из яковитской обители Мар Маттай перебрался тикритский епископ Марута. В этом монастыре Марута ввёл в обиход длинные молебны, посты, медитацию и изучение Библии.

Судя по некоторым признакам, западно – сирийское христианство пользовалось преимущественным покровительством в Персидской империи, начиная с 609 года. Когда персидские войска захватили древнюю христианскую столицу Эдессу, туда был назначен восточно – сирийский епископ, но не был принят местными верующими. Более поздний по времени хронист, Михаил Сириец, сообщает о том, что следующим епископом стал православный иерарх Яков, вплоть до того времени как по приказу Хосрова все халкидонские епископы были изгнаны из Месопотамии и Сирии. В хронике, написанной в середине X века, Агапий Иерапольский, что во время похода полководца Шахрбараза на Константинополь, Хосров, действуя по влиянием «яковитского» врача, приказал жителям Эдессы принять исповедание либо его (т.е. врача), либо восточных сирийцев. Таким образом, население города было бы отделено от Византии. Епископом города стал «яковит». Западно – сирийский церковный историк Григориос Абу аль – Фарадж (Бар Эбреус) повествует, что после взятия Эдессы, Хосров направил туда восточно – сирийского епископа. Однако, после того как народ отказался его принять, Хосров отправил Иоанна, «одного из нас», и изгнал халкидонских епископов со всей территории Сирии. В 601 году сирийская столица Антиохия также была взята персами. Позже Хосров повелел депортировать население города в Персию. Приказ остался невыполненным из – за прихода в Сирию армии императора Ираклия.

Касательно так называемого Синода Персов – в источниках много противоречий и отсутствие ясности. Мы не знаем был ли только один синод или их было несколько. Подоплёкой могло быть желание Хосрова создать единую Церковь в своей новой расширившей границе империи, объединить Церкви западно – сирийской традиции в Сирии, Ираке и Армении с Восточно – сирийской («несторианской») Церковью. Соответствующие сообщения имеются в сирийской и армянской литературе. Правда, нельзя определённо утверждать, что они относятся к одному и тому же синоду.

Теологический диспут между Восточно и Западно – Сирийскими Церквями начавшийся в 612— или возможно, несколько позднее – возник под влиянием Ширин и её личного врача Габриэля. Псевдо – Себеос обсуждает синод, связывая его с завоеванием Александрии Смбатом Багратуни и с главным шахским врачом. Возможно, целью Синода Персов было объединение монофизитов Армении и Персии с Церковью Востока.  Определённо Хосров сам был вовлечён в дискуссию, объявив, что он не назначит католикоса до тех пор, пока Апостольская Церковь востока будет придерживаться доктрин Нестория. Всё указывает на то, что Ширин определённо дистанцировалась от Церкви, в лоне которой она выросла.

Явно, что шах пытался установить мир среди христиан в своей Империи и, возможно, объединить их в рамках одной Церкви.

Синод, который, как правило, датируется 612 годом, и его формулировки, как представляется, наряду с Синодом персов касались ряда тем, известных из армянских источников, прежде всего из Псевдо-Себеоса, которые, возможно, опирался на подлинного Себеоса и объединил несколько синодов в один. Об этом свидетельствует отсылка к томившемуся в тюрьме иерусалимскому патриарху Захарии. Иерусалим был впервые захвачен персами в 614 году. Псевдо – Себеос добавляет: «благочестивая царица Ширин, отважный Смбат» и великий врач (то есть Габриэль Синграский) приняли подобное вероучение». Символон (символ веры), апологии и обличение (греко) православия были включены в восточно – сирийский Синодикон, собрание церковных документов. Однако синод (или синоды) был проведён под председательством армянского католикоса Абрахама I (607-611/15). В своём пастырском письме 608/09 года, Абрахам объявил халкидонита Григория еретиком и отлучил от церкви. В свете собственных выдающихся военных успехов персы были достаточно могущественны, чтобы навязать христианам свою волю. Первоочередной целью персидской политики должно было быть установление религиозной свободы для христиан. Если Хосров и Ширин уже испытывали симпатии к «монофизитской» Церкви, то для армян не было проблемы объединиться со своей «Церковью – сестрой». Это был более вопрос политики, а не богословия. Православная имперская Церковь находилась в оппозиции к Персидской Церкви, которая в свою очередь была религиозным меньшинством по отношению к зороастрийской государственной религии.

На вышеназванном Синоде Персов шах провозгласил ортодоксальными символы веры соборов в Никее, Константинополе и Эфесе. Во всяком случае, следующий армянский патриарх Комитас (611/15-626), смог завершить известную церковь Римпсиме в Эривани. Хосровик, предполагаемый автор Псевдо – Себеоса мог жить там между 670 и 730 годами.  Этот неоспоримый факт указывает на то, что при Хосрове христиане в Армении могли беспрепятственно исповедовать свою религию.

Важный источник, относящийся ко временам Синода Персов, это Житие мученика Гиваргиса, написанное Мар Бавваем Великим, игуменом из Тур Абдина. Гиваргис был распят 14 января 615 года, проведя семь месяцев в тюрьме и восемь месяце подвергаясь пыткам. Стало быть, бывший зороастриец Мар Гиваргис принимал участие в диспуте с Габриэлем Сингарским самое позднее в начале 614 года. Считается, что Гиваргис перевёл Символ веры с сирийского на персидский. Патриарх Захария, заключённый в тюрьму летом 614 года не мог принимать участие в синоде.

Мар Баввай описывает появление Габриэля из Сингара, которого он описывает как «поборника ереси», «злобного сингариаца, ложно именовавшего себя Габриэлем».  Габриэль выдвинул перед шахом ложные обвинения в адрес Гиваргиса. Мученик признался, что принял христианство в 596 году. Бар Эбреус изображает Габриэля «православным» и врагом «несториан». После вспыхнувшей войны с Византией, шахский двор определённо более склонялся к «монофизитам», уже бывшим широко представленными (депортированными и беженцами) среди населения Персидской империи и имевшими свой собственный центр в городе Такрит на Тигре. Явно прослеживается сдержанность Апостольской Церкви Востока в отношении её прежней покровительницы. Имя царицы, некогда бывшей защитницей Церкви Востока, более не упоминается, хотя армяне – монофизиты изображают её как «благочестивую» царицу. В восточно-сирийской книге «Сунхадос» сказано, что по завершении синода шах не принял четкого решения. В Сирийской хронике утверждается, что «Габриэль и его последователи были разгромлены, и наши православные (т.е. несторианские) верующие торжествовали». Очевидно, что патовая ситуация для христиан не получила своего решения при жизни шаха. Только после его смерти Апостольская Церковь Востока смогла избрать нового католикоса.

Симпатии историков разнятся: так называемые «монофизиты» изображают Габриэля как «одного из нас» и «православного», в то время как «несториане» представляют его как «проклятого еретика». Ширин, изначально принадлежавшая к так называемым «несторианам», в последние годы жизни была на стороне так называемых «монофизитов». Источники указывают на произошедший разрыв между Церковью Востока и её бывшей покровительницей.




Переводы других глав из этой книги:

https://serg-slavorum.livejournal.com/2265321.html
https://serg-slavorum.livejournal.com/2492756.html

Записи из этого журнала по тегу «Ширин»

Profile

Крест святого Георгия
serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner