?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Георг.jpg

23 ноября по новому стилю Грузинской Православной Церковью отмечается Колесование Святого Великомученика Георгия Победоносца.

По некоторым данным, этот праздник был установлен Святой Равноапостольной Ниной, просветительницей Иверии (Грузии), в 20-30-х годах 4-го века, когда Грузия и была собственно крещена. Равноапостольная Нина считается родственницей Святого Георгия.

Этот праздник именуется как Георгоба (в Грузии) или Джеоргуыба (в Осетии).

В Грузии обычно празднуется только сам день Колесования Св.Георгия (23 ноября нов.ст.), а вот в Осетии празднества длятся целую неделю от Михайлова дня (21 ноября нов.ст.) и вплоть до начала Рождественского поста (28 ноября нов.ст.).

Возможно, грузинский праздник имеет дохристианские корни, а установление св. Нины было призвано заменить языческие обычаи христианскими.

Вот, что сказано в "Мифологическом словаре":

ГИОРГИ

В грузинской мифологии персонаж, идентифицируемый (после принятия христианства) со святым Георгием. По мнению ряда исследователей, имя Гиорги, как и большинство сюжетов и мотивов с ним связанных, имеет дохристианское происхождение. Народный культ Гиорги объединил в себе разнообразные древние представления, согласно которым он — охотник, истребляющий диких зверей, покровитель земледелия, повелитель небесного огня и грома. Мотив божества-всадника, охотника, который своей ежегодной смертью и воскресением олицетворял ежегодное угасание и возрождение природы, в сочетании с представлениями о страстном герое, трансформировался уже в христианскую эпоху в легенду о мучениях Гиорги. По этой легенде, тело Гиорги было расчленено Богом на 360 частей, и в местах, где были разбросаны эти части, воздвигнуты церкви. Во многих исторических источниках (записки католических миссионеров и русских послов, сочинения грузинских историков) зафиксировано представление о жертвенных животных, якобы добровольно приходящих в святилища, посвященные Гиорги, на заклание; первоначально в святилища приходил олень (лань, тур), но после осквернения его женщинами, отведавшими жертвенного мяса, Гиорги заменил оленя быком. В этом сюжете отразилась трансформация древнейших мифологических представлений — превращение духа дикой природы в покровителя культурного хозяйства (скотоводства). После распространения культа христианского святого Георгия с последним отождествлялись многие древние божества — Джарг (у сванов), Джеге (у мегрелов), локальные божества груз. горцев (джвари).

Дополнительно:

Тетри Гиорги - Белый Георгий, история символа:

http://serg-slavorum.livejournal.com/1161860.html

Записи из этого журнала по тегу «Георгий Победоносец»

Profile

serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner