?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Статья очень хорошая в плане представленного фотоматериала. Однако и в исторических и в богословских вопросах автор порой "плавает". Поэтому вставлю несколько своих замечаний по ходу повествования. Кроме того, рассказывается про Ассирийскую Церковь Востока, но фото с мест традиционного проживания ассирийцев, принадлежащих к Сиро-Православной (яковитской) Церкви, о которой автор ни словом не обмолвился.

Оригинал статьи здесь.

Итак.

Турад.jpg
Страсти Христовы, картина из церкви Мор Бехнам, или Сорока мучеников (по турецки Kırk Şehitler), построенной в 569 г. в городе Мардин. Небольшое дополнение - церковь освящена не только в честь св. Бехнама, но и в честь его сестры святой Сары. А сорок мучеников - это НЕ известные нам Севастийские мученики, а те ассирийские и персидские христиане, кто принял мученическую смерть вместе с принцем и принцессой Бехнамом и Сарой.

Юго-восток Турции – место жительства горстки «ассирийцев», которые считают себя потомками самых первых христиан, а также отдаленными отпрысками основателей Ассирии, первой империи в истории человечества. Значительная часть ассирийцев известна как «несториане» и относит себя к Ассирийской Церкви Востока, которая разошлась во взглядах на природу Иисуса с церковью греко-православной и взглядами этими, по мнению некоторых религиоведов, подготовила появление мусульманства.

Оставлю на совести безвестных нам и известных автору религиоведов утверждение о том, что именно "несториане" подготовили появление ислама. Только скромно замечу, что, к примеру, армянско-алванский автор Моисей Калакантуаци в своей "Истории страны Алуанк" именует предполагаемого учителя Мухаммеда отнюдь не "несторианином", а [последователем] лжеучения Ария Арианство и "несторианство" - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Да и сами мусульмане в своей пропаганде "истинными последователями пророка Исы" всегда называют именно сторонников арианской ереси , осуждённой Первым Вселенским собором, решения которого признают в том числе и "несториане".



турад1.jpg
Дети, играющие во дворе церкви Сорока мучеников, Мардин

Всего ассирийцев в Турции – около 15 тысяч, и живут они в верховьях Месопотамии, ближневосточного Двуречья, в районе, граничащим с Ираком, Ираном и Сирией – где их собратьев по вере не одна сотня тысяч. Все они – ничтожные остатки христианского населения Ближнего Востока, которое на протяжении нескольких веков после мусульманского завоевания было здесь большинством, деятельным и высокообразованным, говорившим на родственных арабскому семитских диалектах.

Но по зловещей ближневосточной традиции, христиане становятся одними из первых жертв войн и волнений в регионе – будь то вторжение крестоносцев, хаос после свержения Саддама, война в Сирии или последствия «арабских революций». И в начале двадцать первого века Турция оказалась чуть ли не единственным на Ближнем Востоке безопасным местом для потомков первых христиан.

По сравнению с территориями, контролируемыми (в Сирии и Ираке) ИГИЛ, конечно же Турция безопасное место для ассирийцев. После того, как век назад стараниями младотурок численность ассирийцев была сведена до уровня статистической погрешности, можно и в толерантность поиграть. Прямо как у нас в кадыровской Чечне - Рамзан Ахмадович  церковь построил, а оставшиеся от всего 300 тысячного русского населения три с половиной старушки неустанно его благодарят за заботу о русских. Впрочем и сейчас турки на пару с курдами потихонечку выдавливают мирными средствами оставшихся ассирийцев. Например, курды сутяжничают, требуя отдать им земли древнейшего монастыря Мор Габриэль, потому как там некогда на месте монастыря стояла курдская мечеть. Мечеть! В IV веке мечеть, Карл!

турад2.jpg
Церковь в городке Мидият, Турция

Так было не всегда – сто лет назад в Османской империи наряду с армянами и греками было вырезано несколько сотен тысяч ассирийцев. Турецкое правительство яростно отрицает факт геноцида, но он стал причиной массового и панического бегства ассирийцев – в Латинскую и Северную Америку, Европу и в Россию (в Москве ассирийцы-айсоры на несколько десятилетий почти монополизировали починку обуви).

Вообще термин "айсор" ради приличия лучше не употреблять могут и в морду дать. Это армянский экзоним, для самих ассирийцев имеющий пренебрежительный и даже оскорбительный оттенок. Всё равно как русского назвать "руснёй", "русачком".

Сам термин «христиане» зародился на территории Турции – во времена, когда ни тюрок, ни мусульман здесь не было и в помине. Произошло это в городе Антиохии, нынешней турецкой Антакье, и «Деяния святых апостолов» сообщают, что термин этот был использован местными жителями уничижительно, тогда как последователи Христа называли себя «назареями». Но термин прижился, а крохотная секта выросла в мировую религию, известную как «христианство» – хотя арабы до сих пор называют христиан «насара».

турад3.jpg
Распятие из Мор Хананьё, или Шафранового монастыря, до 1932 года бывшего резиденцией Сирийского православного патриарха. Чтобы было понятно: так как автор ведёт речь в основном о "несторианах", лишь вскользь упоминая о неких "монофизитах", поясню, что под сирийским православным патриархом понимается предстоятель Сирийской Яковитской (Сиро-православной) Церкви. Все церкви, изображённые на фотографиях в данной статье - яковитские

Антиохия была космополитской столицей Великой Сирии – обращенного к Средиземному морю региона, служившего посредником в международной торговле, поделенного тогда между Персидской и Римской империями и включавшего Иудею с Иерусалимом, а сейчас поделенного на Ливан, Иорданию, Сирию и юго-восток Турции. Разговорным языком там был арамейский, а не иврит, и проповеди свои мятежный Иисус произносил именно на нем.

турад4.jpg
Орнамент на стене одной из церквей г. Мардин

Обратный перевод этих проповедей с греческого на арамейский обнаружил интереснейший факт – проповеди эти были полны рифм, каламбуров и аллитераций, которые облегчали запоминание, усиливали доступность и отчасти походили на современный рэп. Эти проповеди стали зерном средневековой сирийско-христианской прозы и поэзии, которая оказала колоссальное влияние на арабскую, грузинскую, армянскую, греческую и славянскую литературы.

(К примеру, это стихотворение Пушкин сложил на молитву св. Ефрема Сирина (то есть «сирийца»): «Отцы пустынники и жены непорочны, / Чтоб сердцем возлетать во области заочны, / Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, / Сложили множество божественных молитв…»

турад5.jpg
Вышитая ткань из Шафранового монастыря.

Ассирийская живопись оказала не меньшее влияние на закавказских и даже западноевропейских христиан – достаточно сравнить приведенные здесь изображения с картинами грузина Пиросмани, а растительные орнаменты – с иллюстрациями к раннесредневековым ирландским евангелиям.

В числе первых проповеди Христа восприняли жители Великой Сирии, которая была разделена на ряд провинций и буферных царств, подчиненных то Риму, то персам. Нынешние ассирийцы с гордостью говорят, что первым владыкой, обратившимся в новую веру, был Абгар Черный – царек небольшого государства со столицей в Эдессе, современной турецкой Урфе, якобы излеченный Иисусом от проказы и состоявший с ним в переписке.

турад6.jpg
Алтарь в Шафрановом монастыре

Христианство развивалось как синкретическая греко-ближневосточная религия (понятие святого Духа, к примеру, является сугубо греческим, потому что в семитских языках дух – «руах» – слово женского рода). И некоторые результаты этого синтеза оказались для ассирийцев чуждыми – прежде всего, понятие о божественности Иисуса.

В начале четвертого века от Рождества Христова споры о природе Сына Божьего ожесточенностью и массовостью напоминали склоки между фракциями ранних коммунистов или споры протестантов в Америке. В 420-е годы Несторий, патриарх Константинополя и сторонник богословского учения антиохийской школы, выступил с доктриной о «двуединстве» и «неслиянии» божеской и человеческой природ Христа.

Тут опять отметим, автор не в теме христологии "несториан". К тому же в приведённых выше абзацах взаимоисключающие параграфы детектед. Сначала - про то, что ассирийцам "чуждо понятие божественности Иисуса", потом про то, что божественная природа во Христе всё же присутствовала... Вообще-то, "несторианские" богословы шизофренией не страдали и не страдают, поэтому в двух Христов или в двух Иисусов никогда не веровали.
Чтобы не углубляться в богословские вопросы, кому интересно отсылаю к книге Н. Селезнёва:
Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002. - ISBN 5-86748-101-8.
В формате PDF:
http://east-west.rsuh.ru/binary/67105_38.1346612491.07684.pdf


турад7.jpg
Шафрановый монастырь, основанный в 493 г. на месте древнего храма Солнца, построенного в начале 2 тысячелетия до Рождества Христова.

Этот вроде бы отвлеченный и умозрительный вопрос вызвал не только богословские баталии, но и народные волнения, отчасти потому, что Несторий отказывался называть деву Марию Богородицей (современные ассирийцы тоже избегают этого термина, но чрезвычайно ее почитают). Учение Нестория было объявлено еретическим на Вселенском соборе в малоазийском городе Эфесе в 431 году, и многие несториане ушли в сирийские провинции Персии. Оставшиеся на территории Римской – позднее называвшейся Византийской – империи подвергались гонениям. Так несторианство стало знаменем борьбы с центральной властью, которая насаждала православную доктрину. Термин «несторианство» они не признают и называют себя «насара».

Противоположную Несторию позицию заняли так называемые «монофизиты» – то есть сторонники «одной природы» Христа, слитой воедино божественной и человеческой ипостаси. Часть сирийцев стала монофизитами, потом там появились и православные нескольких толков.

Что значит "православные нескольких толков"? Если автор про греко-православных, то у них был и есть только один "толк" - Сирийская Православная Церковь Антиохийского Патриархата. Или он под остальными "толками" понимает сиро-мелкитов (вступившие в унию с католиками греко-православные) и сирокатоликов (вступившие в унию с католиками яковиты)? Так их некорректно именовать "православными" (если уж используешь терминологию византийского православия)

Учитывая чрезвычайную географическую раздробленность и разнообразие ландшафтов Сирии, многие религиозные группы столетиями живут там в изоляции – в их числе друзы и алавиты, чьи учения большинство мусульман считают еретическими и даже оскорбительными для ислама.

В иранской Сирии несториане обособили свои богословские изыски и заложили основы невероятного миссионерского броска дальше на восток – в Среднюю Азию, Индию, евразийскую степь, Монголию, Китай и даже Японию. В течение нескольких столетий несторианская церковь создала духовную империю, которая охватила чуть ли не половину Азии, но пала под напором мусульманства и переменчивого нрава монгольских владык.

В то время как распространение ислама, православия и католичества было связано с властью светской и необходимостью признания политического верховенства халифа, византийского императора или римского папы, несторианство такой власти навязать не могло – в виду ее отсутствия.

Миссионерскому броску несторианства способствовало наличие сети сирийских торговых факторий на всем протяжении Великого шелкового пути. Зажатые между двумя империями сирийцы были вынужденными полиглотами, и несторианские монахи активно переводили свои труды на согдийский, уйгурский, китайский, тюркский и многие другие языки.

Здесь им помогло гениальное изобретение древних сирийцев – алфавит. В отличие от громоздкой клинописной и иероглифической системы Шумера и Египта, алфавит передавал звуки речи – и поэтому был легок в запоминании и распространении. Поэтому несториане с легкостью передавали его другим народам (грузинам, армянам, согдийцам, уйгурам, монголам, тибетцам и т.д.).

Ой, не говорите об этом армянам, а то такой гевалт поднимуют, шо мама джан)). На самом деле, (ас)сирийцы-христиане действительно создали для армян азбуку из 22 букв на основе собственного алфавита, но она была отвергнута св. Месропом Маштоцем из-за неудобства передачи всех звуков армянского языка. Подробней читайте здесь.

турад9.jpg
Вышитая ткань с Георгием Победоносцем

В конце шестого века несторианский монах по имени Сергий Бахира, живший в одном из сирийских монастырей, повстречал караван арабских купцов, ведомый жителем Мекки по имени Абу Талиб. С караванбаши был его юный племянник, привлекший пристальное внимание обычно безучастного к проезжим монаха. Бахира увидел, как над головой юноши сначала появилось облако, а потом к нему склонились ветви дерева. После подробного разговора с юношей Бахира сказал его дяде, что перед ними находится будущий пророк.
Юношу звали Мухаммад.

Скорее всего, с христианской доктриной основатель ислама познакомился именно через несториан – их было немало среди арабов, живших между Сирией и Аравией. То, что Коран признает Иисуса пророком, но категорически не считает его сыном божьим, может быть следствием знакомства с несторианской теологией.

Выше уже написал, повторяться не буду.

турад11.jpg
Надпись в Шафрановом монастыре.

В 628 году, несторианский патриарх получил грамоту от Мухаммада, отдавшую его паству под покровительство мусульман, и паства этот шаг приветствовала, потому что арабское завоевание освободило ее от гнета и гонений византийских императоров и персидских шахиншахов.

Не везде.

"Последнего представителя Сасанидской династии Йездигерда III (632 - ок. 651), убитого при попытке организовать сопротивление арабам и предательски брошенного собственными вассалами в Мерве, похоронил с почестями митрополит Церкви Востока Мар Илия. Столь рискованный поступок может косвенно свидетельсьвовать о предпочтении ассирийцами персидского правления арабскому. Известно, что ассирийцы оказали сопротивление арабам в Месопотамии недалеко от Эдессы и даже попытались скоординировать свои действия с Византией"

Зая И. История ассирийцев с древнейших времен до падения Византии. М.: Маска, 2009. Страница 195
.


Под властью арабов несторианские ученые занялись переводом греческих трудов на арабский – и познакомили мусульман с Платоном, Аристотелем, трактатами по медицине, физике, математике и географии. Ко времени монгольского нашествия и падения халифата в 1258 году несториане и прочие христиане по-прежнему составляли большинство населения Ближнего Востока, и в лице монголов они обнаружили очень неожиданных союзников.

турад12.jpg
Библия на арамейском языке.

Многие монголы, включая некоторых Чингизидов – например, Сартак, сын Батыя и побратим Александра Невского – исповедовали несторианское христианство, либо симпатизировали христианам.

(В годы монгольского ига православные митрополиты на Руси формально подчинялись несторианскому патриарху Сарая, ордынской столицы. После разгрома Казани и Астрахани часть несториан (этнических тюрок и славян) обосновалась между владениями Москвы, Польши и Литвы, влившись в ряды казаков – и передав им свой характерный крест с утолщением по краям.)

Очень спорное утверждение. Начиная с того, что у "несториан" никогда не было патриарха (единственный их патриарх в то время имел резиденцию в Багдаде
) в Сарае и заканчивая тем, что Сарайская епархия была основана киевским митрополитом:


В 1261 году митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена православная епархия в Сарае, столице Золотой Орды. Учрждение кафедры для многочисленного православного населения Золотой Орды стало возможно благодаря личной просьбе благоверного великого князя Александра Невского. Епископы Сарайские пребывали постоянно при ханах: и в их столице, и во время кочевья по степи. В связи с этим, при перенесении ханской столицы из Старого Сарая в Новый (Сарай-Берке, близ современного села Царева), епископы вероятно последовали за ним. Сарайские епископы духовно окормляли тысячи русских пленных и приезжавших в Орду по делам. Хан дозволял им обращать в христианство и татар.

В общем хотелось бы ссылок на заслуживающие доверие источники про существование "несторианской" епархии в столице Золотой Орды и подчинённости ей русского православного духовенства.

В 1258 г. мусульманский мир от Андалусии до северной Индии содрогнулся – войска монголов взяли штурмом Багдад и убили халифа аль-Мустасима и большую часть его родни из рода Аббасидов, а халифский дворец передали несторианскому патриарху.

В это же время у монголов появился замысел похода против мусульман, который европейцы назвали «желтым крестовым походом». В 1288 году Бар Саума, несторианский монах и посол монгольского хана Хубилая, только что закончившего завоевание Китая, встречается с французским королем Филиппом IV Красивым, английским королем Эдуардом I, римским папой и кардиналами.

Монголы предлагают католикам военный союз между франками и монголами, который, ни много ни мало, должен был свергнуть власть мусульман на Ближнем Востоке. Филипп, самый могущественный европейский монарх, занятый централизацией своего королевства, отказывается, понимая, что очередная крестоносная авантюра на пользу единству Франции не пойдет. Вернувшийся к своему хану Бар Саума оставил записки о своей поездке, заслужив себе славу «китайского Марко Поло».

турад13.jpg
Резчик по дереву из Мардина с вырезанной на ореховой доске Богородицей с младенцем Иисусом

Это неудачное посольство стало, наверное, высшей точкой в истории несториан. Их влияние в Средней Азии и Китае вскоре сошло на нет, царственные Чингизиды обратились в другие религии, в основном – в ислам, а последних несториан Средней Азии и Ирана безжалостно вырезал Тамерлан. Духовная империя несториан вернулась в границы проживания ассирийцев, которые неумолимо ассимилировались окружающими их мусульманами.

На сегодняшний день по всему миру разбросано около 4 миллионов ассирийцев – по самым оптимистичным оценкам. Автору этих строк довелось в 2004 году встретиться с ассирийским епископом Калифорнии, который с гордостью говорил о наследии своих предков и усилиях по обучению детей арамейскому языку, но ничего не знал о давней деятельности своей церкви в Средней Азии и Китае.

турад14.jpg
Настенная роспись в Шафрановом монастыре

Арамейский язык почти забыт в быту, и турецкие ассирийцы – в числе немногих, говорящих на нем вне церковной службы. Несколько ассирийских деревень до сих пор находятся в верховье Тигра и Евфрата, в турецком районе под названием Тур Абдин – «гора слуг Божьих» – важнейшем духовном центре ассирийцев.

Записи из этого журнала по тегу «Сирийская Яковитская Церковь»

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
livejournal
28 май, 2016 15:35 (UTC)
Последние первые христиане. Рождественская фотоистор
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Последние первые христиане. Рождественская фотоистория из Турции.» в контексте: [...] нал взят у в Последние первые христиане. Рождественская фотоистория из Турции. [...]
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner