Призыв македонянина. (serg_slavorum) wrote,
Призыв македонянина.
serg_slavorum

Categories:

Фрейдун Атурая. Герой и мученик ассирийского народа.

фрейдун.jpg

ДОКТОР ФРЕЙДУН АТУРАЯ. Статья профессора Осипова С. Г. , журнал "Милта", 2002 год. Оригинал здесь.

В переломные периоды в судьбе нации характерно возникновение пассионариев, героическими действиями, которых во многом определяется дальнейшее её развитие. В свою очередь, деятельность пассионариев может привести как к положительному, так и к крайне отрицательному результату. Как правило, в таких ситуациях всплеск национализма протекает либо агрессивно и чаще всего непродуманно, либо он носит умеренный, более прогрессивный и разумный характер.



Д-р Роберт Де Киллета, анализируя процесс развития ассирийского национализма, отмечает превалирование на первом этапе (1892-1914) среди национальных пассионариев интеллектуалов и профессионалов, тогда как на втором этапе (1915-1933) национализм наиболее ярко проявился среди консервативных и более агрессивных маликов племён и клерикальных лидеров.

Однако на протяжении всех этих лет сияла яркая звезда д-ра Фрейдуна Атурая, оставшегося непонятой фигурой. Эта его загадочность вызывала нескрываемое раздражение даже среди соратников, что, собственно, и привело его к трагической гибели. К сожалению, уничтожение архивов Ассирийского Национального Совета и Ассирийской социалистической партии, а также преступное обращение с личным архивом д-ра Ф. Атурая не даёт возможности в полной мере раскрыть его выдающиеся способности и колоссальный вклад в ассирийское национальное движение, не говоря уже о той огромной практической помощи своему народу, которую он оказывал как врач и общественный деятель.

Фрейдун3.jpg
Семья Бит Авраам.

Фрейдун Бит Авраам (Атурая) родился в 1891 году в Урмии, где к тому времени активно работала Русская православная миссия. Это в определенной степени повлияло на судьбу Ф. Атурая, который закончил с отличием 1-ю тифлисскую гимназию, а затем продолжил своё образование в России, на медицинском факультете Харьковского университета. Уже в студенческие годы он пишет великолепные стихи, ставшие народными песнями, активно участвует в политическом движении, публикуется в урмийской газете “Кохва” (“Звезда”).

Окончив с отличием университет в 1915 г., д-р Ф.Атурая, ни дня не теряя, отправляется добровольцем на Кавказский фронт, где служит военным врачом 492-го военно-полевого госпиталя в г. Хое (Иран). Там же под руководством российского вице-консула Кирсанова он активно включается в работу “Комитета помощи беженцам”. Тысячи ассирийцев с помощью д-ра Ф.Атурая и под эгидой Красного Креста смогли спастись от геноцида и голода, перебравшись в Закавказье.

В феврале 1917 г. в России произошла буржуазно-демократическая революция, которая с большим воодушевлением была воспринята многими ассирийскими интеллектуалами. К этому периоду относится и организация первой национальной политической партии – “Ассирийской социалистической партии”, которую возглавили д-р Фрейдун Атурая, раби Беньямин Бит Арсанис, д-р Баба Бит Фархад. Усилиями прекрасного педагога и историка, ассирийского общественного деятеля Л.М. Саргизова (раби Лёва) в Архиве внешней политики Российской Федерации обнаружен текст “Урмийского манифеста объединения Союза Свободной Ассирии” из 20-ти пунктов на ассирийском языке, подготовленный д-ром Ф. Атурая в апреле 1917 г. В первом же пункте о цели Союза подчеркивается надежда на новую демократическую Россию; “Целью и стремлением Союза Свободной “Ассирии является установление на будущее национального правления в следующих областях: Урмия, Мосул, Турабдин, Нисибин, Джезира, Джуламерк и воссоединение с великой свободной Россией как в торгово-промышленном, так и в военном отношениях, чтобы быть с Россией в союзе”.

Следует отметить, что и ассирийское духовенство весьма положительно восприняло февральскую революцию в России. Однако Мар Шимун был крайне раздражён Манифестом, поскольку в нём предусматривалось отделение Церкви от государства. Уже в мае 1917 г. Мар Шимун писал российскому вице-консулу Н.Бравину:

В Тифлисе работает организация ассирийцев с целью завоевать для всех ассирийцев автономию, и под этой маской упомянутая организация творит неприятное по отношению к многострадальной России. Сообщая об этом, имею честь просить Вас принять меры к рассеиванию вышеназванной шайки анархистов и назвать мне имена к фамилии участников и кем они уполномочены на это дело. При этом присовокупляю, что я и мой народ – горцы в настоящее время отнюдь не думаем о какой-либо автономии”.

Надо отметить, что д-р Ф. Атурая открыто выступал против религиозной дезинтеграции нации, считая, что миссионеры в Иране были в определенной степени проводниками политики своих государств, и это прослеживалось в деятельности всех зарубежных миссий. В августе-сентябре 1917 г. на страницах газеты “Голос краевого Совета” развернулась резкая дискуссия между д-ром Ф. Атурая и главой русской православной миссии в Урмии епископом Пименом. Д-р Ф. Атурая писал о преступной роли, которую играли миссионеры в деле расчленения ассирийцев на враждущие религиозные течения. Вслед за последующим выступлением епископа Пимена в защиту православной миссии д-р Ф. Атурая разразился ещё более резкой статьёй:

Роясь, таким образом, в Вашем полном немощной злости письме, я выношу лишь одно заключение, что наступила пора Вам, миссионерам, подумать о своей роли и о своём будущем. Ваша деятельность не нужна ни русскому народу, ни тем паче ассирийской демократии. Вы не спасали народ своей политикой, а вели его к гибели и истреблению. Вместо единения и сплочения народных масс сеяли вражду и ненависть, натравливали одну народность на другую”.

Выход России из войны в 1918 г. и убийство патриарха Мар Шимуна Биньямина привели к тяжелейшим последствиям для ассирийцев. Бегство, массовая гибель и отсутствие единого руководства усилили раскол в ассирийских политических и военных структурах. Основная масса членов Ассирийского Национального Совета сконцентрировалась в Тифлисе. С этого времени его возглавил д-р Ф. Атурая, однако бесконечные конфликты вскоре привели к смене всего руководства Совета.

Начались нападки на доктора Ф. Атурая со стороны деятелей как английской, так и французской ориентации. Ещё до прихода к власти в Грузии коммунистов д-р Ф.Атурая дважды подвергался аресту Особым Отрядом правящего в Грузии режима. С установлением Советской власти и усилением её влияния на Иран д-р Ф.Атурая связывал большие надежды на репатриацию ассирийцев в Урмию и Салмас. С этим предложением он выехал на встречу с Народным комиссаром иностранных дел Российской Советской Федерации Г. Чичериным в 1921 г. Однако эта встреча не дала результатов.

Все последующие годы, вплоть до ареста в 1926 году, д-р Ф.Атурая не переставал совмещать активную общественную деятельность с работой в одной из ведущих клиник Тбилиси, оставив о себе память как о прекрасном враче.

Доктор Фрейдун Атурая был расстрелян в застенках НКВД как “английский шпион” в 1926 г.

Его последнее письмо датировано 30 августа 1926 г. Оно было направлено в прокуратуру и озаглавлено им следующим образом: “Дело о моём “шпионаже”, созданное и искусственно состряпанное моими личными врагами”, а на одной из страниц надпись в левом верхнем углу гласит: “Сохранить для истории, как образец лжи, клеветы и насилия”. Все 24 пункта этого письма (редакция располагает ксерокопией этой рукописи) поражают мужеством и стойкостью д-ра Ф.Атурая. Тот, кто знаком с политическими процессами 30-х годов в СССР (на западе они известны по работам A.Avtorkhanov и S.Koher), знает, как под давлением НКВД “стойкие марксисты-ленинцы” вынуждены были признавать себя “шпионами” и “врагами народа”. Обвиняя своих врагов в клевете и предательстве, д-р Ф.Атурая с горечью констатирует слабость своих позиций, иронично называя себя “революционером-романтиком” и “добрым христианином”.

Истории ещё предстоит разобраться в событиях тех лет. Одно лишь ясно: крах проанглийской миссии Сурьми-ханум и Франкофильской миссии Малика Камбара на Мирной Парижской конференции и в Лиге Наций убеждает нас в том, что возврат на свои земли без каких-либо предварительных требований и объединение усилий всех политических группировок могли бы приостановить рассеяние ассирийцев. И, конечно, горько наблюдать, с какой лёгкостью вчерашние патриоты и националисты стали прислужниками большевистского режима. Врач, просветитель, общественный деятель д-р Фрейдун Атурая остался в памяти народа, прежде всего, как прекрасный поэт и драматург. В поэзии д-ра Ф.Атурая удивительным образом сочетается прекрасная романтическая лирика с безграничной любовью к своей нации и к своей Родине.

Дополнительно:

Документально-художественный фильм "Человек, опередивший свое время" известного голливудского режиссера Генри Чарра, посвященysq герою ассирийского народа Фрейдуну Атурая:

http://www.golosarmenii.am/article/28224/saga-o-frejdune-aturaya

Ещё фото Фрейдуна Атураи:

1.
фрейдун5.jpg

2. Второй слева в нижнем ряду.
Фрейдун4.jpg

3. В нижнем ряду посередине.
Фрейдун2.jpg

4. Сидящий крайний справа.
Фрейдун1.jpg

Tags: Грузия, Иран-Иран, История России, Мар Шиммуны, Фрейдун Атурая, ассирийский национализм, ассирийцы, слава героям
Subscribe

Posts from This Journal “ассирийский национализм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments