?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У уважаемого rwmios_f увидел ссылку на греческий текст Синодика Торжества Православия, где, среди прочих еретиков, предаётся анафеме некий Иаков Армянин:

https://rwmios-f.livejournal.com/154125.html
http://www.symbole.gr/chrtoms/dogma/105-synodikonorth

Барадей_Армянин.jpg

Перевод, данный rwmios_f :

Иакову АРМЯНИНУ Занзалу, Диоскору патриарху Александрийскому, и Северу нечестивому, вместе с Сергием, Павлом и Пирром ему единомысленными, с Сергием учеником Ликопетра АНАФЕМА

Пост rwmios_f был выложен в контексте полемики с одним персонажем, утверждающим, что греко - православные персонально не анафематствовали никого из святых и богословов Армянской Апостольской Церкви.

Стало интересно поискать, кто такой Иаков Занзал Армянин, тем более, что его имя в Синодике стоит даже перед именем александрийского патриарха Диоскора.

Оказалось, что под греческим прозвищем Ζανζαλος (Занзалос / Занзалос / Цанцалос скрывается никто иной, как...один из самых известнейших сирийских миафизитов Иаков Барадей, епископ Эдесский:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B9
http://www.pravenc.ru/text/200315.html

Вот его современная сирийская икона:

Барадей.jpg

Он прежде всего известен тем, что восстановил после гонений византийских императоров-халкидонитов (а фактически создал с нуля) иерархию Сиро-православной Церкви, почему её также именуют яковитской.

Под своим греческим прозвищем он стал популярен почему-то в западноевропейских (католических и протестантских) источниках, а в русскоязычных он известен под прозвищем арамейско - арабским  прозвищем Барадей. Обо всём это есть в статье в русскоязычной википедии, посему интересующихся отсылаю к ней.

А теперь самое интересное - каким образом в греческом Синодике Иаков Занзал-Барадей превратился в армянина. Достаточно почитать его биографию, чтобы убедиться к Армении, армянам и Армянской Церкви он никакого отношения не имел. По своему этническому происхождению Иаков был западным сирийцем (ассирийцем). Достаточно сказать, что его отца звали Феофил бар Ману (Ману - типично ассирийское имя, известное ещё из клинописных табличек времён Ассирийской империи), название его деревни тоже типично ассирийское Телль-Маузалат (Тель / Телль - в семитских языках означает "холм"). Деятельность его была связана в основном с Сирией, конкретно с Эдессой*, где он был епископом. В собственно Армении Барадей бывал разве что "проездом", да и воссоздавать иерархию ААЦ ему нужды не было, так как гонения императоров - халкидонитов армянских епископов не затронули, бо они находились вне территории Византии. Более того, даже святым ААЦ Иаков Барадей не является, так как по преданию в епископы его рукоположил знаменитый Севир Антиохийский, преданный анафеме на одном из соборов Армянской Церкви в городе Двин (554-555 годы).

Так как же в греческом синодике Барадей превратился в "армянина". На мой взгляд произошла обычная путаница "армянин" / "арамей". Западные сирийцы (ассирийцы) также издревле известны под названием арамеев. Напомню, арамеи - общее название кочевых семитских племён, которые переселились на земли Ассирийской империи, или их государственные образования (на территории нынешней Сирии или Тур Абдина) были завоёваны ассирийцами. В VII до н.э арамейский язык (правда, сильно инфильтрованный аккадскими словами) стал государственным языком Ново-ассирийской державы, а затем и лингва франка всего Ближнего Востока и языком сирийского христианства. Вплоть до изобретения в XX веке новой исторической общности "арамейцев" слова "ассириец", "сириец", "арамей" были синонимами. Так вот, Иаков Барадей тоже мог быть известен под прозвищем Арамей, которое греки могли спутать со сходным по звучанию и написанию экзонимом "армянин".

Сравните Ἀρμενίῳ и ραμέίῳ (в дательном падеже, пусть меня знатоки греческого поправят если что)

"Арамеев" и "армян" вообще часто путали даже их ближайшие соседи. Да что там соседи. Даже "армянский Геродот" Мовсес Хоренаци назвал армян арамовым племенем, объявив библейского Арама, первопредка арамеев, одним из предков своего народа и отцом мифического Ары Гехициха, которого якобы домогалась "нечестивая Шамирам". У современных армян кстати имя Арам довольно распространено.

Примечание:

* армянские народные сказки про всегдашнее этническое доминирование армян / хаев в Эдессе, восходящие к Мовсесу Хоренаци (этот товарищ вообще ничтоже сумняшеся писал, что Эдессу основал царь Авгарь - такое же враньё, как и то, что Авгарь происходил из армянской династии) я не рассматриваю по причине их антиисторичности. В XII веке крестоносцы действительно застали Эдессу с преимущественно армянским населением. НО это изменение этнического состава произошло только в начале второго тысячелетия нашей эры благодаря политике византийских императоров, переселявших армян на границы Византии (см. Зая И. История ассирийцев с древнейших времен до падения Византии. М.: Маска, 2009. Страница 238).

Записи из этого журнала по тегу «ассиро-яковитские святые»

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
rwmios_f
10 дек, 2017 11:13 (UTC)
Монофизитскую "иерархию" востановила Феодора. Она уговорили Юстиниана закрыть на это глаза...Армнянину стоит в дательном падеже а не в родительном...
serg_slavorum
10 дек, 2017 11:50 (UTC)
Спасибо за уточнение.
rwmios_f
10 дек, 2017 19:21 (UTC)
Пожалуйста.:) Я думаю то что армян не упоминают в анафемах связанно с тем что вся элита империи одно время была армянского происхождения...но православные армяне. Сам св.Фотий Великий наполовину армянин был...
serg_slavorum
10 дек, 2017 19:51 (UTC)
Да наверное. Тем более анафематствовали не по этническому признаку)
grigor_yan
12 дек, 2017 16:31 (UTC)
Я представляю более простую версию причины мозгового глюка "православных" греков, назвавших Якова Барадея "Армянином". Скорее всего у поздних греков, которые уже мало имели точек соприкосновения с сирийцами, но очень плотно общались с армянами, в мозгах произошла синонимизация слов "армяне" и "монофизиты", из-за чего они в основной своей попсовой массе не только считали армян монофизитами, но и монофизитов армянами. Это так и у русских было. В любом случае, правда о том, кто такой Яков Занзал, в очередной раз обломала нашего древнегреческого Шуру "ромея" из подмосковного Пушкина. Уж так он хотел найти хотя бы одного человека из ААЦ, которого бы лично анафематствовали его духовные предки.. уж так он этого хотел. Он так этого хотел, что пренебрег даже тем, что проигнорировал тот момент, что некий "Армянин" вовсе не обязательно должен был бы быть из ААЦ. Ведь его пост является запоздалой реакцией на мое ему утверждение, что ни один отец ААЦ не анафематствован персонально со стороны халкидонитов, в то время как все прославленные идеологи халкидонизма прокляты со стороны ААЦ, начиная от папы Льва, и кончая Максомом Исповедником. Впрочем, я допускаю, что Шура настолько туп, что серьезно считает любого, названного "армянином", представляюшим ААЦ.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner