?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

marabar.jpg
Фрагмент послания Мара Бар Серапиона из Британской библиотеки.

Мара Бар Серапион - сирийский мудрец, родом из города Самосата, философ-стоик. В послании сыну, которое большинство историков датируют I в. нашей эры (между 73 годом н. э. и концом I века н. э., что, вероятно, делает этот текст самым ранним произведением сирийской литературы), Мара излагает свои взгляды на жизнь и на превратности человеческой судьбы.

В тексте есть следующие строки:

И что ещё можем мы сказать,
если мудрецы терпят насилие от рук тиранов,
и мудрость их уловляется клеветою,
и угнетаемы они без защиты от разума своего?
Так, что доброго стяжали Афиняне,
убив Сократа,
возмездие за коего получили они в гладе и моровой язве?
Или сыны Самоса,
сжегши Пифагора?
Ибо земля их в одночасье сокрыта была песком
Или Иудеи,
Казнив Мудрого Царя своего?
Ибо царство их с того времени отнялось у них
Ибо по правде отмстило божество
Мудрость сих трёх:
Ибо афиняне умирали от глада,
и сыны Самоса одолены были мором,
не имея средств помочь себе,
иудеи же, покинутые и прогнанные из царства своего,
рассеяны по всякой стране.
Сократ бессмертен через Платона;
Пифагор же-через кумир Геры;
а Царь Мудрый-через законы, им данные.


Говоря о Мудром Царе и Его Законе, Мара, разумеется, не мог иметь ввиду Ирода и его законы. Ни один из них не пал от руки сограждан, и уж конечно никого из Иродов нельзя было включить в число мудрецов, подобных Пифагору и Сократу. Поэтому наиболее вероятно, что в данном случае речь идёт о казнённом “Царе Иудейском”- Иисусе Назарянине, давшем людям новый Закон.

Мара, будучи язычником, видит Иисуса не с точки зрения христианского богословия, а одним из великих мудрецов, наряду с Сократом и Пифагором, который прославился данными им законами. Однако из текста письма видно, что он знаком с христианской проповедью, в частности, с интерпретацией гибели Иерусалима в Иудейской войне, как кары за смерть Христа.

Источники:

https://omskcoc.ru/mara-bar-serapion/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD

Записи из этого журнала по тегу «ассирийцы»

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
satellite_solis
23 дек, 2017 21:28 (UTC)
Интересный текст. Но не факт, что здесь подразумевается Христос.
serg_slavorum
23 дек, 2017 21:33 (UTC)
Другой подходящей кандидатуры на роль Мудрого Иудейского Царя не было в те времена. Ну не Бар Кохба же в самом деле?
satellite_solis
23 дек, 2017 21:40 (UTC)
Бар Кохба был масштабной политической фигурой тогда. Это сейчас его никто не знает. Правда мудрым его назвать сложно. Но и Христа царем при жизни не называли. При жизни последователи почитали Его за пророка, ближайшие люди - апостолы, - за Мессию, остальные иудеи считали Его проповедником или самозванцем. А знаменитую табличку прибил Пилат на основе обвинений Синедриона.

Впрочем не исключено, что здесь речь действительно о Христе. Я не знаю, трудно понять.

Edited at 2017-12-23 21:41 (UTC)
serg_slavorum
23 дек, 2017 21:47 (UTC)
Мессия - это и есть царь, "помазанный на царство". Кроме того, предполагают, что бар Серапион был знаком с христианским учением и излагал точку зрения христиан (иудео-христиан), а не иудеев.
satellite_solis
23 дек, 2017 21:51 (UTC)
>>>Мессия - это и есть царь

Все верно, царь, пророк и первосвященник в одном лице. Но только об этом тогда знали и говорили только апостолы, ну может быть еще Его Матерь Дева Мария. И все.

>>и излагал точку зрения христиан (иудео-христиан), а не иудеев.


Если так, тогда вероятнее всего речь о Христе.


P.S.
Я тут о сущности христианства тезисно изложил: https://satellite-solis.livejournal.com/76621.html
Посмотрите на досуге. Согласны с таким видением христианства?

Edited at 2017-12-23 21:52 (UTC)
serg_slavorum
23 дек, 2017 21:55 (UTC)
Спасибо. Посмотрю.
ustavschik
24 дек, 2017 07:27 (UTC)
об этом тогда знали и говорили только апостолы, ну может быть еще Его Матерь Дева Мария. И все.
Это не так. Иисус принадлежал к дому Давида, а по иудейским представлениям только давидит мог быть подлинно законным царём. Даже Хасмонейская династия рассматривалась как временная замена, пока на трон не воссядет потомок Давида. Слепец, просящий исцеления, называет Иисуса "сыном Давида" (Марк. 10:47), хананеянка, мать бесноватой девушки (вообще не еврейка, иноплеменница!) называет его "сыном Давида" (Матф. 15:22), а свидетели чудес Иисуса спрашивают: "Не это ли Помазанник, сын Давидов?" (Матф. 12:23). Иоанн говорит о том, что среди жителей Иудеи шли споры: царь Иисус или не царь? (Иоан. 7:41-42) И, наконец, вход в Иерусалим: Иисусу устроили встречу "по царскому протоколу" -- его встречали царским приветствием "Спасай нас, сын Давидов!" (Матф. 21:9), а "многие" из числа жителей Иерусалима при встрече Иисуса откровенно высказывают свою надежду: "Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!" (Марк. 11:10).
Так что "царская" ассоциация с именем Иисуса несомненна была, причём не только среди жителей Иудеи и конкретно Иерусалима, на даже за пределами еврейского народа.
ustavschik
24 дек, 2017 10:38 (UTC)
Если датировка рукописи "между 73 г. и концом I века" верна, то Бар-Кохба не может быть её персонажем -- он выступил в 130 году, тогда же р. Акиба признал его Машиахом. Он не мог быть "мудрым царём" за полвека до признания своих царских притязаний.
byacs
23 дек, 2017 21:54 (UTC)
Прикольно. Похоже, что так и есть. Проповедь Христа нашла отклик в массах.
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner