?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Христианство в Скифии.

херсонес-770x546.jpg

Геродот в 4 книге Истории начинает описание Скифии с реки Истр («первая река Скифии на западе») и заканчивает Северной границей Скифии — Северным океаном.

Тертуллиан (160–220) свидетельствует о раннем проникновении христианства в Скифию: «Различные галльские племена и недоступные для римлян места Британии покорились Христу, а также и страны сарматов, даков, германцев, скифов».

Благая весть Христа начала распространяться задолго до князя Владимира и крещения Руси.

Начиная с эпохи Великого переселения народов, этноним «скифы» используется в источниках для наименования различных народов, населявших территорию Великой Скифии. «Скифами» называют готов, восточных славян, хазар, печенегов, аланов и другие народы. Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь». В «Повести временных лет» скифы неоднократно упоминаются:

— «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян.»

— «Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь»

— «Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь»

Согласно Клавдию Птолемею, Азиатская Скифия начинается по ту сторону Меотиды (Азовского моря) и реки Ра (Волга) и тянется на восток до Серика, к югу от которого располагался Чинай(Китай), на юг — до Согдианы и Индии и на север — до неведомых земель. Древние знали реки Азиатской Скифии: кроме Ра и Окса (Амударья) — Паропамис (вероятно Обь), Даик (нынешний Урал) и другие. Об Аральском море древние имели лишь самое смутное представление: река Иаксарт (нын. Сырдарья) изливается, по Страбону, в Каспийское море.

Из описаний Геродота и других античных авторов известно, что в целом Скифия объединяла несколько десятков античных народов, из которых ко временам Геродота свои царства и царей имели царские скифы, савроматы, тавры, массагеты, агафирсы, гелоны, меланхлены, андрофаги, невры, будины,аланы. Северные части собственно Скифии, простиравшиеся внутрь материка и вверх по Истру (Дунаю), граничили сначала с агафирсами (им отдают округу Карпат), затем с неврами (чаще округа Белоруссии)

Позднее на территории, которую античные и византийские авторы продолжали называть Скифией, появились и другие народы: области Сарматии, Готии, Гуннии, северных архонтств времён Византии и затем Руси от низовий Дуная.

«Сосланный в Херсонес (Севастополь) Климент Римский в 99 г. н. э. нашел в Крыму уже две тысячи христиан в разных местах как результат проповеди апостола Андрея».

Епифаний Констанцский (314–367) отмечает: «Старец Авдий был изгнан и сослан царем в пределы Скифии. Пребывая там и идя вперед, в самую внутренность Готии, он провозгласил христианское учение многим готам». В 310 г. среди скифов проповедовали миссионеры из Иерусалима: Василий – в Херсонесе, Ефрен – в Скифии.

Иоанн Златоуст (347–407), патриарх Константинопольский, писал: «И скифы, и сарматы… переводя Священное Писание каждый на свой язык, философствуют об этих словесах»14.

Евсевий Иероним Стадонский (340–420) с восторгом писал: «Христианство распространяется во всем мире, так что даже гунны изучают Псалтирь, холода Скифии пылают жаром веры,»

Феодорит Кирский (386–457), один из самых образованных богословов V века, автор «Церковной истории», сообщает об епископе Бретаниона, который «правил городами всей Скифии». Также он писал, что миссионеры «принесли всем людям евангельские законы и убедили принять закон Распятого не только римлян и подвластные им народы, но и племена скифские и савроматские»

Крещение Руси князем Владимиром было в 988 г.


© 2016, Доброе Слово.

Мои "пять копеек":

Евсевий Кесарийский:

"Святые же апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею — Скифия, Иоанну — Асия, там он жил, там в Эфесе и скончался."

(Церковная история. Книга III, глава 1).

Епифаний Кипрский свидетельствует о появлении в Скифии ереси, почитавшей Деву Марию как божество (то что где-то появляются ереси - свидетельствует об укоренённости христианского учения. Люди его всерьёз восприняли и стали по своему перетолковывать):

"После вышеизложенной дошла до нас молва о другой ереси, о которой мы уже упомянули немного раньше в послании, написанном в Аравию о Марии. Эта ересь появилась в Аравии из Фракии и верхних частей Скифии и доведена была до нашего слуха."

(Епифаний Кипрский. Панарион. Против коллиридиан, приносящих жертву Марии, пятьдесят девятой и семьдесят девятой ереси).

Тот же Епифаний Кипрский свидетельсвует:

"Апостол Андрей учил скифов, косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом, где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и сузы, и фусты, и аланы"

Севастополь Великий - это древняя греческая колония Диоскурия, известная в римскую эпоху под названием Севастополиса (ныне - Сухуми). В апостольский век это был перевалочный пункт при торговле местных жителей с Индией и азиатскими странами. Река Фазис - древнее название реки Риони.

Ипполит Римский (III век)

"Андрей, после того , как проповедовал скифам и фракийцам, претерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском (Патры)»

Записи из этого журнала по тегу «Андрей Первозванный»

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
ustavschik
8 янв, 2018 10:31 (UTC)
Святитель Вретанион (в славянских источниках -- Ветран), как и его преемник, святитель Феотим, были архипастырями той части Скифии, которая находилась на территории современной Румынии, так называемой Малой Скифии. Их кафедральным городом были Томы, нынешняя Констанца.
Так что это не "наша" Скифия, хотя их почитание в южнославянских землях существует.
serg_slavorum
8 янв, 2018 10:36 (UTC)
Да, спасибо за уточнение. По-моему Румынская Православная Церковь официально считает св. Андрея Первозванного крестителем Добруджи.
ustavschik
8 янв, 2018 15:57 (UTC)
официально считает св. Андрея Первозванного крестителем Добруджи
…а также святым покровителем всей страны!
dominic_damian
8 янв, 2018 19:39 (UTC)
Интересная информация. Вообще-то по официальной версии первой страной, объявившей христианство государственной религией, была Армения, и произошло это в 301 году.
serg_slavorum
8 янв, 2018 20:20 (UTC)
Да государственной религией христианство стало впервые в Армении. Когда крестился царь и правящая элита, До этого христианство принимали цари сирийских (ассирийских) государств Осроены (Авгарь V и Авгарь VIII, I век и III век соответственно) и Адиабены (Нерсес и Кардаг, III и IV век соответственно). Но этим странам не удалось сохранить свою независимость.

Кстати данная датировка - 301 год довольно условная, так как опирается лишь на свидетельство Мовсеса Хоренаци, который часто путался в хронологии.

Из других источников о принятии армянами христианства известно лишь благодаря Евсевию кесарийскому, который сообщает о войне армян с римским императором Максимин (произошедшей незадолго до смерти последнего в 313 году) и пишет, что император Максимин объявил войну армянам, тем, которых «издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников - неприятелями... Сам он вместе со своими войсками терпел неудачи в войне с армянами» (IX. 8,2,4). То есть достоверно можно сказать что крещение Армении произошло до 313 года и до того, как был издан Миланский эдикт.

dominic_damian
8 янв, 2018 22:13 (UTC)
Но, согласно Тертуллиану, получается, что Армения в любом случае была не первой. Он свои свидетельства оставил значительно раньше.
serg_slavorum
8 янв, 2018 22:42 (UTC)
Так речь о принятии христианства на государственном уровне. Тертуллиан не пишет о том, что христианство принял кто-то из правителей скифов.

Христианство в Армении тоже упоминается ранее IV века.

Тертуллиан в книге «Против иудеев», написанной в 197 году, повествуя о народах, принявших христианство: парфянах, лидийцах, фригийцах, каппадокийцах, – упоминает и об армянах:

Спрашивается: в кого другого уверовали народы, как не в Иисуса Христа, уже пришедшего? В кого другого могли уверовать Парфяне, Меды, Сламиты, жители Месопотамии, Армении, Фригии, Каппадокии, Понта, Азии, Памфилии, Египта, той части Ливии, что близь Кирены, и сверх всего того, многие пришельцы из Рима? В кого уверовали Иудеи, жившие тогда в Иерусалиме, и другие народы из пределов Гетулии, Мавритании, Испании, Галлии, обитатели Британии, недоступные для Римлян, но покорившиеся Христу, Сарматы, Даки, Германы, Скифы, множество иных неизвестных нам стран и островов, которых и исчислить нельзя?

https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/protiv-iudeev/


Это свидетельство подтверждает и блаженный Августин в своем сочинении «Против манихеев».

В конце II — начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186—196), Хосров I (196—216) и их преемники. Евсевий Кесарийский упоминает о письме Дионисия, епископа Александрийского, «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251—255 гг. Оно доказывает, что в середине III века в Армении существовала организованная и признанная Вселенской церковью христианская община.
dominic_damian
8 янв, 2018 22:56 (UTC)
Он упомянул не только народы, но также именно страны: «Различные галльские племена и недоступные для римлян места Британии покорились Христу, а также и страны сарматов, даков, германцев, скифов». Стало быть, это происходило на государственном уровне.
serg_slavorum
8 янв, 2018 22:59 (UTC)
Но по крайней мере имена правителей тех стран не сохранились в отличие от Армении.
dominic_damian
8 янв, 2018 23:11 (UTC)
Могу лишь высказать предположение, что - если речь идёт о принятии христианства на государственном уровне - Армения была не первой, но первой среди тех стран, которые имели на тот момент государственность,
при этом сохранили преемственность и вообще сохранились с тех пор.
serg_slavorum
8 янв, 2018 23:25 (UTC)
Можно и так сказать.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner