?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

haraba_kyoshk.jpg

Мой перевод (с английского) отрывка из "Хроники Сеерта". О св. Баршабе, первом епископе города Мерв в Средней Азии (недалеко от нынешнего Мары в Туркмении), центра исторической области Хорасан.

Оригинал здесь:

https://archive.org/stream/AlcockChronicleOfSeertET/Alcock_Chronicle%20of%20Seert_%20ET#page/n73/mode/2up

40. Святой Баршаба.

Он был одним из тех, кого угнал [в плен] с Запада Шапур, сын Ардашира [1]. Он изучал сирийский в Селевкии – Ктесифоне. Он также изучал персидский [2] и церковные книги и стал широко известен благодаря своему врачебному искусству. Одетый как иноземец он заключил себя в дом Божий. Он не ел мяса и не пил вина. С ранних лет вёл аскетический образ жизни.



Шапур слышал и нём и вызвал его к себе. Святой посетил жену Шапура, страдавшую от белезни и исцелил её. Шапур стал очень доверять ему. У него была сестра по имени Ширанан (Shiraran) [3], на которой он был [также] женат согласно обычаям магов. Она была одержима бесом, терзавшим её. Шапур просил всех астрологов, докторов и магов исцелить её. Они испробовали все способы лечения, но безуспешно.

Она имела сонное видение, в котором некто призвал её не отчаиваться, а стать христианкой, а крещение принесёт ей исцеление. Она размышляла об этом видении, а на следующую ночь ей было [новое] изумительное видение, в котором ей было сказано:

«Не пугайся, Шираран. Господь избрал тебя. Он выведет тебе из земного царства, и ты станешь Его слугой и исцелишься от своих страданий. Верь, как ты крестишься, демон покинет тебя. Она послала в Селевкию – Ктесифон за Баршабой, не имевшего в то время равных себе. Она поведала ему о случившемся. Святой объяснил её основы христианской веры и показал пагубность религии магов. Она уверовала, была крещена и отвергла почитание земного. Демон покинул её. Она посвятила себя поискам знания [истины]. Маги были очень сильно взбудоражены. Когда об этом узнал Шапур, он пришёл в ярость и отказался верить в то, что демон покинул её. И сказал, что убьёт её, если она не поклонится солнцу. Марзапан Мерва, бывший потомком Сасана, сопровождал его, когда тот возвращался из Нисибина во времена заключения мира с Иовианом [4]. Шапур объяснил положение сестры и сказал ему удалить её от христиан, от тех, кто может обучить её христианской вере. Он опасался, что её может постичь та же судьба, что и Естассу (Estassa) [5], преданную смерти за свою христианскую веру. Он также позволил марзапану на ней жениться. Даниэль, сын Марьям, поведал об этом в своей книге. Марзапан взял её с собой и женился на ней.

Перед отъездом она попросила епископов сделать Баршабу епископом: после убийства Барбашмина [6] не было патриарха из – за запрета Шапура. Когда она прибыла в Мерв, она продолжала обращать ко Христу, всех кто к ней приходил. Она рассказывала им, что с ней произошло, как она была исцелена и приняла христианство. Она объясняла им ужас их религии и обещала, что Баршаба посетит их. Некоторые люди Мерва воспринимали то, что она говорила. Они [люди Мерва] были греческого происхождения, [потомки] пришедших вместе с Александром и помогавших строить город [7], но не вернувшихся с ним обратно [на родину]. Они приняли христианство и уничтожили идолов, которых прежде почитали.

Она попросила архитекторов построить церковь. Не знали, какой вид придать [церкви] и решили сделать её по образцу царского дворца. Она [Шираран] назвала [церковь] Ктесифон по имени Двух Городов [8].

Она родила сына от марзапана. Она написала Шапуру, прося прислать Баршабу, ибо её болезнь вернулась. Шапур был счастлив рождением ребёнка и направил Баршабу с большими почестями. Он взял с собой священников, диаконов, литургические книги и церковную утварь. В Мерве его встречало множество народа. Он направился в церковь и возблагодарил Бога за Его благодеяния царице. Освятил алтарь, крестил людей, исцелял болящих. Также он крестил многих магов. Построил несколько церквей, наделив их деньгами, виноградниками и другим добром. Слава Всемилостивому! Из царского дома он направил проповедников по всей стране Хорасанской. Действительно, ученики Баршабы прошли по всему Хорасану, строя церкви и крестя [людей]. Позже Баршаба умер и был погребён в монастыре Давида.

Его смерть заставила людей этих стран бояться, и они рыдали три дня. На четвертый день после похорон они увидели свет на своей могиле, почувствовали благоухание и услышали голос, говорящий: «Я слышал звук вашего гласа. Я ответил на ваш призыв и послал Баршабу в качестве вашего епископа, который будет заботиться о ваших душах». Баршаба в присутствии всех вышел из могилы в присутствии. Некоторые сомневались [в увиденном] и думали, что он призрак. Но они узрели, что его левый глаз изменился и уверовали в истину воскресения. Несколько человек [благодаря этому] приняли христианство.

Баршаба прожил ещё 15 лет. Он был епископом в течение 70 лет.

Если Бог продлил его жизнь и воскресил его из мертвых, то из-за его рвения к этому народу, дабы помогать новообращенным из язычества, воспитывать их детей в вере, укреплять их души и веру в воскресение, также как Бог сделал с Моисеем, когда Он оставил его в пустыне со всеми теми, кто вышел из Египта вместе с ним. Только их [евреев] дети, которые не знали богов Египта, кто жил после и вошёл в Землю Обетованную.

Господь совершал чудо воскресения много раз, когда Он видел, насколько полезно это будет для людей в данный период. Он воскресил мученика Георгия, благодаря чему многие стали христианами. Его чтят христиане всех направлений и всех стран и строят в его честь церкви. Мар Юханна Дайломайя [9] вошёл в огонь и вышел оттуда целым и невредимым. Пётр воскресил Тавифу для укрепления веры своих учеников. Мар Несториус [10] воскресил мёртвого человека, дабы посрамить нечестивых, изгнавших его. Бог продлил жизнь Езекии, дабы тот женился и у него появился наследник престола. Великое множество тех, кого Господь вернул к жизни после смерти. Баршаба умер и был первым внесённым в диптихи [11] Мерва. Да хранят нас его молитвы.

После смерти Ширавана, асфахида (asphahid) [12] Хорасана, Шапур передал должность своему племяннику Хошкену (Khoshken), который вступил в брак со своей сестрой, дочерью Шираран. Хошкен был благорасположен к христианам. Перед смертью мать заповедала ему смотреть за церквями, заботиться о христианах и уменьшить их налоговое бремя. Она также вручила заботу о благополучии её дочери им обоим, и они исполняли её повеление, делая то, что она заповедала, всю свою жизнь. Её дочь Зарндухт, подобно своему отцу следовала религии магов. Однако она проявляла живой интерес к христианским Церквям.

Примечания:
1. Большинство исследователей считает, что это Шапур I (правил в 240/243 — 272/273 годах), сын Ардашира I Папакана – первого персидского шахиншаха из династии Сасанидов.

2. Судя по тому, что Баршаба не знал сирийского и персидского, он был либо греко – римлянином, либо эллинизированным сирийцем.

3. В зороастризме кровосмесительные браки между самыми близкими родственниками не только допускались, но и почитались одной из главных добродетелей, ведущей в зороастрийский рай.

4. Тут явная хронологическая путаница с более поздними временами. Римский император Иовиан правил в 363 – 364 годах и был современником не Шапура I, а Шапура II Великого. Именно в его правление (после гибели Юлиана Отступника) был заключён тяжёлый для римлян мирный договор с персами, по которому Империя, помимо прочего, потеряла Нисибин.

5. Предположительно, одна из жён шаха Шапура, казнённая за приверженность христианской вере.

6. Епископ Бех – Ардашира (Селевкии - Ктесифона), предстоятель Церкви Востока, казнённый во времена «Великого гонения» Шапура II Великого. Ещё одна хронологическая путаница в тексте.

7. Мерв существовал ещё до македонского завоевания. В IV в. до н.э. Александр Македонский, уничтожив ахеменидскую армию, подошел к Мерву. По словам римского историка Курция Руфа (I век), Александр выстроил недалеко от города шесть крепостей, а сам Мерв получил название Александрия Маргианская. Однако владычество завоевателей было недолгим. После смерти императора земли Южного Туркменистана вошли в состав возникшего государства Селевкидов. В конце IV в. до н.э. Мерв захватил Селевк Никатор. В оазисе произошли какие-то события, после чего город был разрушен. Во время правления селевкида Антиоха Сотера (280-261 годы до н.э.) город восстановили, после чего он стал именоваться Антиохией, или Селевкией. Переселение греков и эллинизированных сирийцев, по всей видимости, происходило в ходе всех этих событий, а не только во времена Александра.

8. Столица державы Сасанидов, состоявшая из возникшего в вавилонские времена Ктесифона (Описа) и античной Селевкии, во времена персов названной Вех – Ардашир (по имени первого сасанидского шаха).

9. Сирийский миссионер VII века, живший во времена арабо – мусульманского нашествия проповедовавший среди персов и дейлемитов, иранского народа, обитавшего в горном Гиляне (на побережье Каспийского моря).

10. Очень интересное предание о низложенном на III Вселенском соборе константинопольском патриархе Нестории, почитающемся в Церкви Востока как один из «великих греческих учителей».

11. То есть являющийся первым в списке епископов Мерва.

12. Вероятно, синоним слова спахбед «генерал», «военный губернатор». То же, что и марзапан.




Подробное исследование о первом епископе Мерва можно найти в статье Романа Дорофеева «Мар Баршаба, первый епископ древнего Мерва», опубликованной в журнале Ташкентской и Узбекистанской епархии Московского Патриархата «Восток Свыше». ВЫПУСК XXXVI. № 1, январь-март. ТАШКЕНТ 2015. Страницы 22 - 31:

http://www.pravoslavie.uz/upload/EasterArch/Vostok36.pdf

Записи из этого журнала по тегу «Хроника Сиирта»

Profile

serg_slavorum
Призыв македонянина.

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner