Призыв македонянина. (serg_slavorum) wrote,
Призыв македонянина.
serg_slavorum

Category:

История Эдессы.

Urfa_Castle_02.jpg
Руины античного храма в Эдессе (Шанлыурфе).

Мой перевод главы из книги шамаша George David Malech "History of the Syrian Nation and the Old Evangelical-Apostolic Church of the East".

ГЛАВА XII.

ИСТОРИЯ ЭДЕССЫ.


Эдесса по – сирийски называется Урха (Urhai), современное название Урфа или Орфа. Эдессой город назвали греки, которые в античные времена перестроили город. Город был известен и под другими наименованиями Осроене (Osrohene), Асирен (Asyrhen) (античная Ассирия). Римляне называли его Урха. Город расположен в удобном месте на восточном притоке Евфрата, в 75 милях Дьярбакыра (Diabekr) и в пяти днях пути от Антиохии.

Урха настолько древняя, что даже неизвестно, кто её основал. Традиция приписывает основание Нимроду. Во времена царствования Антиоха VII (около 135 года до н.э.) Урха стала (как гласит предание) центром царства, созданного членами семьи Маккавеев (Maccabee).

Это царство оставалось под властью своих собственных монархов, хотя в правление Траяна стало данником Рима в 116 году от Р. Х., как мы помним из «Учения Аддая». В 216 году римляне взяли страну под полный контроль и превратили Эдессу в римскую военную колонию, Колониа Марция Эдессенарум (Colonia Marcia Edessenarum).

Рядом с городом расположена обширная «пещера Авраама». Согласно традиции это место рождения Авраама. Пещера почиталась арабами, над ней возведена мусульманская мечеть. Внутри находится сундук или гробница из голубого мрамора, именуемая «колыбелью Авраама». Согласно тому же преданию в этой пещере похоронен Иаков, сын Авраама.



За городом находится источник, бьющий из скалы. Вокруг него построена каменная дамба 100 ярдов в длину, 75 ярдов в ширину. Эта вода используется для ирригации земель вокруг города. Источник именуется «Айн халил аль рахман», «прекрасный и милостивый источник». Предание именует его колодцем Авраама. (Биркет Абрахам).

В старые времена Урху, как мы знаем из «Учения Аддая», населяли люди, поклонявшиеся огню, солнцу и луне. Они именовали своих богов Бел, Набу (Nebo), Никаль (Nikal) и т. д.

В городе находятся руины старой крепости (в том числе две внушительные колонны, каждая в 40 ярдов высотой), ныне именуемой дворцом Нимрода, но на самом деле её построил Авгарь Уккама.
В древних записях даны следующие имена царей Урхи:

1. Орхай бар Шеньо (Orhai—Bar Shenyo) 12 лет, 139 – 127 годы до Р. Х.;
2. Авдай бар Магдор (Abdai—Bar Magdor), 7 лет, 127 – 120 годы до Р. Х.;
3. Пердашат бар Бегирой (Perdashad—Bar Begiroi);
4. Бекр I бар Пердашат (Bekr Bar Perdashat), 3 года, 115 – 112 годы до Р. Х.;
5. Бекр II бар Бекр;
6. Ману I (Ma'nu), 2 года, 92 – 90 до Р. Х.;
7. Авгарь I бар Авгарь Пика (Pika);
8. Авгарь II бар Авгарь Пика, 16 лет, 69 – 53 до Р. Х.;
9. Ману Ашлома (Ashloma), 18 лет, 53 – 34 до Р. Х.;
10. Пакори (Pakori), 4 года, 34 – 30 до Р. Х.;
11. Авгарь III;
12. Авгарь IV Красный (Рыжий);
13- Ману III;
14. Ману IV бар Ману;
15. Авгарь V Уккама, 37 лет, 13 – 50 годы;
16. Ману V бар Авгарь;
17. Ману VI бар Авгарь, 13 лет, 57 – 70 годы;
18. Авгарь VI бар Ману.

Согласно традиции цари Армении правили Сирией с 70 по 107 годы, но история свидетельствует, что страна подпала под владычество римлян со времён Траяна.

19. Авгарь VII бар Азад (Azad), 7 лет, 108 – 115 годы;
20. Парнатсатоп I Трона (Parnatsatop Trona), 4 года, 115 – 120 годы;
21. Парнатсатоп II, 10 месяцев;
22. Ману VII бар Езат (Изат, Ezat), 121 – 138 годы;
23. Ману VIII бар Ману, 138 - 162 годы;
24. Ваель бар Закер (Wael Bar Zaker), 162 – 164 годы;
25. Ману IX бар Ману, 164 – 176 годы;
26. Авгарь VIII бар Ману, 176 – 213 годы;
27. Ману X бар Авгарь, 213 – 225 годы;
28. Авгарь IX бар Ману, 225 – 243 годы.

Любимое имя царей – Авгарь, - означает «великий отец» на сирийском.

Во времена владычества римлян Сирия была яблоком раздора между Римом и Парфией. Сирийские цари постоянно низвергались с престола и снова восстанавливались то римлянами, то парфянами. Царь Авгарь желал сохранить нейтралитет своей страны, не принимая участия в войне, но полагал лучшим быть в дружеских отношениях с Римом и послал императору богатые дары. Парфяне были разбиты, и римский военачальник Луций Квинтус (Lucius Quintus, Kutas – в предании) взял штурмом и разграбил Урху (116 год).

Позднее римляне создали мощные крепости в покорённых землях и направили колонистов в Нисибин.
Во времена правления Антонина Пия, сирийский царь Ману VIII (138 – 162 годы), пытавшийся держаться независимо (140 год), отправился в Рим и отдался на милость императора, который обошёлся с ним дружелюбно. Ману вернулся в Урху и правил вплоть до своей смерти. Урха серьёзно пострадала в ходе войн императора Септимия Севера, а в правление Каракаллы Авгарь IX был отправлен заложником в Рим. Так прекратило своё существование царство Урха.

В истории Сирийской Церкви занимает город выдающееся положение. Сирийцы, как нация имеют повод гордиться своим участием в битвах, трудах, страданиях и радостях ранних христиан. Урха и Антиохия стали центрами христианской учёности. В обоих городах существовали высшие школы, где получали образование миссионеры Востока. Эти школы имели гораздо более важное значение, нежели другие подобные школы в Месопотамии в IV столетии. Урха примерно на два столетия превратилась в центр теологического образования. Около 300 года в Эдесскую школу поступил студентом прославленный Ефрем Сирин. И многое было даровано сирийцам, которые своей мученической кровью засвидетельствовали веру в своего Господа и Спасителя.

Урха была под властью различных правителей: вавилонян, ассирийцев, греков, а также мидийцев, армян, парфян и римлян. Затем пришли арабы, основавшие царство в Мосуле. В 1040 году Урху захватили турки – сельджуки из Малой Азии. В 1093 году европейские крестоносцы отбили Урху и Антиохию у мусульман, и в течение 50 лет Урха оставалась независимым княжеством. Султан Нуреддин (Noureddin) наследовал своему отцу Зенгуну (Zengun) в 1145 году, и эдесский граф Джоселин, полагая, что восхождение на трон молодого и неопытного правителя предоставляет удобную возможность отвоевать утерянные территории, начал военные действия, но был разбит, и Нуреддин сохранил город под контролем. Султан Египта Саладин захватил Урху и всю Сирию в 1181 году. Затем пришли турки из Византии (1234 год). Монголы под предводительством Тамерлана вторглись в Сирию около 1393 года и находились здесь в течение 20 дней. В конце концов в 1637 году Урхой овладели турки, и город и область были включены в состав Османской империи.

Турецкий султан Сулейман ибн Селим (1520-1556) построил большой и прекрасный караван – сарай, своего рода гостиницу, предоставлявшую приют для путешественников и пилигримов, приходивших посетить святые места, могилы великого и святого человека Иакова, епископа Эдесского, Джебира аль – Ботани, самого чтимого из арабских астрономов, и многих других.

Епископы Эдессы.
(из Chronicum Edessenum).


Согласно очень древней традиции, ими были: Аддай, Аггай, Jesnai Histasep Agai, Палут (208), Абшелама (Abshelama), Барсаяма (Barsayama),(250), Тиридат Базни (Bazni), Оно (Ono, Иона, умер в 313 году), Саад (Sa'ad, умер в 324 году). Саад завершил строительство церкви, начатое Ионой. Среди его преемников были Айталлаха (Aitalaha), участвовавший в Никейском соборе 325 года, Барсес (Barses), изгнанный с кафедры арианами. Хроника утверждает, что было шесть епископов после Барсеса и до Раввулы, который епископствовал в 412 – 435 годах. С этого времени Восточная Церковь стала существовать отдельно от Западной.

Осада и разграбление Эдессы Зенги. Жослен.

В год 1144 от Р. Х. Эдессой правил Жослен, один из предводителей крестоносцев. Он направился в Антиохию, оставив Эдессу без необходимой защиты, и об этом сразу было доложено Зенги (Zengi), правителю Мосула. Зенги собрал свои войка и тотчас выступил на Эдессу. Он прибыл во вторник, 28 ноября 1144 года, его воины разбили шатры под городскими стенами, и началась осада.

Зенги задействовал при штурме города большое количество огне и камнемётных оружий, которые вели стрельбу из семи спешно возведённых вокруг города башен. Ливень огня и камней обрушился на обречённый город. Жители храбро защищались – мужчины, включая монахов, вышли сражаться на стены, женщины приносили воду, пищу, подносили камни, которые кидали во врагов.

Правитель Мосула повелел своим воинам рыть подкопы под городские стены. Он отправил посланников к осаждённым, обещая их пощадить в случае сдачи, но те понадеялись на то, что с помощью придёт их сюзерен и, возможно, король Иерусалима, верховный предводитель крестоносцев, и отказались сдаваться. Воины запустили в город факелы, вызвавшие пожары. Кровопролитие было ужасным – убивали всех, не взирая на пол и возраст. Ужасают описания людских страданий. Когда мусульмане стали одолевать, защитники Эдессы растеряли свою храбрость, воцарился ужас, и каждый, кто имел возможность, спасался бегством. Но немногим удалось бежать. Были убиты оставшиеся в городе монахи и старики. Они умирали, молясь и воздавая хвалу Господу словами: «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. Многие женщины, прижав детей к себе, ожидали смерти. Услыхав про них правитель Мосула воспретил зверства. Многие люди искали защиты в цитадели, но стража не посмела открыть ворота без команды градоправителя. Градоправитель же не смог пробиться к воротам цитадели из – за огромного количества трупов, преграждавших путь и был убит. И город Авгаря, друга Иисуса, подвергнут опустошению.

Митрополита Базилиуса, нагого и истекающего кровью, волочили по городу. Зенги увидел его и спросил, кто он такой. Ему сказали, что это митрополит, и Зенги приказал привести его к нему. Он спросил у митрополита, знает ли он, почему город был захвачен? Базилиус отвечал: «По Божьей воле ты должен был стать победителем, ибо мы согрешили против Него и не исполнили своих обещаний». Зенги был удовлетворён его речью и сказал: «Ты прав, о митрополит, те, кто правдив в своих словах выглядят высоко в глазах Бога и людей, но народ в цитадели просил два дня на капитуляцию, но не выполнил своего обещания».
Он приказал убить всех европейцев, но армяне и сирийцы были пощажены. Церкви и дома были сожжены, и город превратился в груду руин.

В день взятия Эдессы в её окрестностях сожжены несколько церквей и монастырей. Предание восприняло это как предзнаменование. Базилиус написал два памфлета на взятие Эдессы. Считается, что было убито 30000 человек, 16000 взято в плен и продано в рабство в другие страны. Немного погодя Жослен и Балдуин III, вернувшись к Эдессе, как утверждает предание, очевидно предпринимали попытки отбить город, но когда мусульмане получили подкрепление в 10000 человек, отказались от своих планов.

Tags: Авгарь, Ефрем Сирин, Римская империя, Эдесса, ассирийцы, крестоносцы, мои переводы
Subscribe

Posts from This Journal “Эдесса” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments