Призыв македонянина. (serg_slavorum) wrote,
Призыв македонянина.
serg_slavorum

Category:

Почитание Девы Марии в средневековой Англии.


Образ Пресвятой Девы Уолсингхемской, главная святыня Англии, посвящённая Богоматери. Уничтоженный в годы Реформации, он был воссоздан в 1922 году.

Самым любимым ходатаем за человека была Богородица. Колокол Гавриила звонил по вечерам в каждой церквушке,  созывая всех христиан прочесть Ave Maria, а пилигримы совершали долгие путешествия, чтобы увидеть макет ее дома в Августинском аббатстве в Уолсингхеме, веря, что небесная галактика, Млечный Путь, была специально создана, чтобы направить их сюда.

Культ Девы Марии, умоляющей о прощении человеческих слабостей, которые могла простить только женщина, был тогда первым, достигшим пика популярности.


Самые значимые события ее жизни – Благовещение (объявление архангелом о том, что она зачала от Святого Духа), Очищение, Посещение и Успение – прочно заняли свое место среди других праздников христианского года; на Очищение в феврале, известном как Сретенье Господне, все верующие выходили на улицы со свечами, благословленными у алтаря в ее честь. О ней думали, как о воплощении всех женских добродетелей: нежной, чистой и любящей и настолько сострадательной, что даже самый отверженный мог надеяться на прощение с ее помощью. «Женщина, облеченная в солнце, с луной под ногами и венчанная короной из двенадцати звезд, – как назвал ее проповедник, – этот великий знак и символ проник даже в глубины Ада, ибо все демоны там напуганы только одним именем славной Девы».


Святые места Великобритании, связанные с почитанием Девы Марии.

Нигде Мария не была так почитаема, как в Англии, которую называли приданым Богородицы. Количество церквей и святых мест, посвященных ей, было неисчислимым; никакое другое имя не фигурировало так часто в списках королевских пожертвований. Когда епископ Уильям Викенгемский основал свои колледжи в Винчестере и Оксфорде, он их под её покровительство, и в обоих колледжах все еще можно видеть изображение епископа, высеченное в камне, на котором он изображён коленопреклоненным, простирающим к ней руки и молящим о благословении своих начинаний.


Собор в городе Линкольн, посвящённый Деве Марии.

Почти каждая сколько-нибудь важная церковь владела  изображением Девы Марии в серебре, золоте или гипсе, пожертвованным каким-нибудь дарителем, а вдоль дорог и путей паломничества располагались придорожные часовни, где путешественники могли прочитать свои молитвы и вознести свое Ave Maria Небесной Царице.

Не только английские воины вдохновлялись именем Девы. Большая часть английской лирической поэзии, которая дошла до нас от тех времен, написана в ее честь.

«Я пою о Деве
Нет равных ей,
О ею вскормленном сыне,
Короле всех королей...

Он пришел так безмолвно
В жилище своей матери,
Как роса в апреле,
Падает на цветы».

Никому не известен автор эти и других стихов в ее честь – английского варианта латинских гимнов, созданных специально для церковных служб, часто используемых с литургической фразой, часто вклинивающейся в родной язык:

«О Той, кто так прекрасна и ясна,
Velut maris Stella,
Яснее чем дневной свет,
Parens et puella...»


Церковный дворик в современном Уолсингхеме.

Имена множества приходов на картах Англии, такие как Ледигроув (Девственная Роща) и Ледимид (Девственный Луг), Мериз Уэлл (Родник Девы) и Мерифилд (Поле Девы), а также полевые цветы, которые сельские жители назвали в ее честь, бархатцы (marigold – золото Марии) и манжетка (Ladysmantle – мантия Девы) являют собой даже после четырех веков господства протестантизма свидетельство той преданности, которую наши католические предки питали к матери Христа.


Растение Бархатцы, по английски именуемое Marigold - "Золото Марии".

Именно из этого культа Девы Марии в жестокие и суровые годы, когда правила сила, а насилие было всеобщим, выросло понимание того, что женщине необходимо отдавать дань уважения и почтения и что проверкой на цивилизованность является именно отношение к женщине. «Ни один мужчина, – провозглашал проповедник, – не должен держать женщину в пренебрежении, ибо нет мудрости в том, чтобы пренебрегать тем, кого любит Господь».

«Люби женщину всем сердцем,
Она изменится к лучшему;
Женщина хороша и от нескольких слов;
Клянусь Девой Марией!
Женщина замечательна, и этого не преуменьшить;
От скорби и заботы она нас избавит;
Женщина – вершина всего;
Клянусь Девой Марией!»

В описании своего путешествия по христианским землям ничто так не поразило благочестивого мавра, Ибн Юбаура из Гранады, как вид, среди отбросов и нечистот на улицах Акры – «вонявших и мерзких, да разрушит ее Аллах!» – христианской невесты, сопровождаемой, с оказанием всех возможных почестей, кортежем рыцарей. «Она была так горда, семеня короткими шажками, как голубка или как легкое облачко. Да защити нас Господь от соблазна!» Не таким образом преданные политике гарема обращались со своими женщинами.



Из книги Артура Брайанта  "Эпоха рыцарства в истории Англии".
Tags: Старая добрая Англия, католицизм, мариология, предания старины глубокой, цветы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments